Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№3, Март 2011

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВНАЯ ТЕМА 150 лет великих реформ

Дмитрий Медведев Великие реформы и обновление России

Святейший Патриарх Кирилл Успешный пример модернизации

Вячеслав Никонов Есть идеи?

Мнения

Александр Соловьев, Алексей Сурин, Василий Пугачев, Любовь Семеникова, Александр Сидоров, Ирина Мысляева, Алла Бобылева, Дмитрий Клементьев, Бадри Накашидзе, Евгений Шикин, Геннадий Купряшин, Андрей Кобяков, Иван Лексин, Александр Лившин, Татьяна Зайцева, Константин Соловьев, Егор Осипов

ПОВЕСТКА ДНЯ Как развиваться Центральной России

Владимир Путин Искать новые точки роста

ЭКСПЕРТИЗА

Николай Козин Осевые тенденции в истории России

КАФЕДРА

Олег Косенко Социальное государство и экономическая политика

ДИСКУССИЯ

Василий Тресков Патриотизм и «человеческий дефолт»

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Василий Ключевский Реформы Александра II

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Незаметно истекли три года с момента избрания Дмитрия Медведева президентом. Время для подведения промежуточных итогов. Вот как, на мой взгляд, выглядят десять наиболее значимых достижений эпохи Медведева.

1. Отражение грузинской агрессии в Южной Осетии в августе 2008 года. Тогда было принято единственно возможное решение: применить силу для принуждения зарвавшегося Саакашвили к миру. Одержав победу и закрепив ее признанием независимости Южной Осетии и Абхазии, Россия решительно вернулась за стол большой геополитической игры, за которым ее не было два десятилетия.

2. Государство всерьез взялось за демографическую проблему. По сравнению с 2005 годом рождаемость в России увеличилась более чем на 20 процентов, а младенческая смертность сократилась на четверть. Наконец удалось выйти на рост численности населения. Во многом это результат работы материнского капитала, других мер социальной поддержки семьи.

3. Выдвижение концепции модернизации России. О модернизации говорил и Владимир Путин, будучи президентом, но именно Медведев поставил ее в центр политики государства. Неизбежность серьезных перемен стала особенно очевидной в период мирового экономического кризиса, который выявил необходимость избавиться от примитивной структуры экономики, от сырьевой зависимости, привычки жить за счет экспорта. Медведев поставил весьма амбициозную цель, но только ее реализация может нам позволить удержаться в первом эшелоне мировых держав. Измениться должны и мы, преодолевая представления о государстве как о средстве решения всех проблем.

4. Создание реальных заделов для модернизационного рывка. Речь идет не только о запущенном проекте технопарка «Сколково». Отечественная атомная отрасль вернулась к серийному строительству и вводу мощностей: девять энергоблоков внутри страны, проекты в Индии, Иране, Китае, заказы атомной промышленности машиностроению выросли за шесть лет в 25 раз. В мировой рейтинг 50 мощнейших суперкомпьютеров сегодня входят уже 11 российских систем, а суперкомпьютер «Ломоносов» — в первой пятерке.

5. Провозглашение принципа «свобода лучше, чем несвобода». Ставя задачу изменить общество, нужно обеспечить широкое участие людей, партий, гражданского общества в ее решении. Главный субъект российской модернизации — образованный высший и средний класс — заинтересован в демократии. Не всех устраивают темпы политических реформ Медведева. Но он и не спешит, огорчая сторонников перманентной революции и отвечая им, что возврат к парализованному государству 1990-х недопустим, а спешка в деле политических реформ не раз приводила к трагическим последствиям.

6. Использовав механизмы государственного регулирования в период кризиса, власть приступила к созданию более свободной и конкурентной рыночной среды. Медведев предложил, чтобы госкорпорации со временем были либо ликвидированы, либо преобразованы в акционерные общества с возможной последующей приватизацией. Был сокращен в пять раз перечень стратегических предприятий, принят масштабный план приватизации крупных компаний с госучастием с целью повысить их эффективность, привлечь в экономику дополнительные инвестиции.

7. Медленно, но пошла модернизация госаппарата. Запущена программа формирования и подготовки резерва управленческих кадров. Для губернаторов установлены объективные критерии оценки их работы, осуществляется интенсивная ротация. Оптимизируется система государственных и муниципальных услуг. Внедрение электронных технологий рассматривается с точки зрения не только облегчения жизни, но и создания дополнительного инструмента противодействия коррупции.

8. Как бы ни относились к нашему правосудию, курс на усиление роли независимой системы как центрального звена в создании правового государства заслуживает безусловной поддержки. Расширена компетенция судов, связанная с рассмотрением жалоб на действия государственных органов и должностных лиц, принимаются законы о сокращении сроков рассмотрения дел, исполнении судебных решений. В уголовное законодательство на днях приняты революционные изменения: по 68 составам преступлений исключены нижние пределы санкций в виде лишения свободы.

9. Произошло заметное усиление структур, отвечающих за безопасность страны. Идет системная модернизация Вооруженных Сил, структур МВД, спецслужб. В войска поступают новые вооружения. Вводится новая система оплаты труда защитников страны, что существенно повысит их статус и престиж. Опыт операций на Кавказе не прошел зря.

10. Россия заметно улучшила отношения практически со всеми странами и регионами мира. Особенно по сравнению с периодом кризиса в Южной Осетии, когда, казалось, нас ждет долговременная конфронтация с Западом. Сейчас об этом мало кто даже помнит под впечатлением от масштабной «перезагрузки в отношениях» с США и странами Евросоюза. Россия все активнее в Азиатско-Тихоокеанском регионе, свидетельство чему — растущие связи с Китаем. А в СНГ Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном прокладывает дорогу к единому экономическому пространству в Евразии.

Конечно, последние три года не были сотканы из одних достижений, о проблемах и трагедиях, которых никак не меньше, мы тоже хорошо знаем. Но все же воздадим должное усилиям президента. И не будем забывать, что впереди у него еще как минимум год работы на этом посту. И что, кто бы ни был избран следующим президентом, он будет проводить курс, заданный объективными возможностями страны, уже запущенными программами и с опорой на имеющийся кадровый потенциал власти.

Вячеслав НИКОНОВ

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru