Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№4, Апрель 2011

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВНАЯ ТЕМА Россия-НАТО-Евросоюз

Вячеслав Никонов Готовы ли мы платить за оборону?

Надежда Арбатова Что отвечает общей безопасности

Роберт Пшель Наши общие угрозы

Дмитрий Данилов Нужно использовать опыт партнерства

Франц Тённес Важны наглядные результаты

Виктор Мизин Начать с чистого листа

Ханс-Хеннинг Шрёдер Изменился контекст

Андрей Загорский Идеи есть, механизмов нет

Марк Энтин Территория вопросов

ПОВЕСТКА ДНЯ Уроки великих реформ

Вячеслав Никонов Примирить историю с прогрессом

Андрей Артизов Впечатляющие итог

Митрополит Иларион Семья – страны основа

Александр Трубецкой Священная память Царя-Освободителя

Юрий Петров Могучий «Фактор свободы»

Доминик Ливен Подвиг царя и народа

Сергей Габестро Начинать с малого

КАФЕДРА

Александр Торшин Как в России делаются законы

КАРТ-БЛАНШ

Татьяна Иларионова От социального государства – к электронному правительству

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Константин Циолковский Нельзя вечно жить в колыбели

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Есть дни, которые все, их пережившие, помнят до малейших деталей. Очень хорошо помню, с какой игрушкой играл во дворе, когда распахнулось окно и отец громко закричал: «Слава, мы в космос полетели!». Помню, как мимо нашего дома люди бежали на Красную площадь встречать Юрия Гагарина. Сегодня у каждого, кто встретил 12 апреля 1961 года в сознательном возрасте, своя история этого дня. Говорю об этом с полным основанием: наш фонд «Русский мир» провел всемирную акцию «Первый в космосе», и я вижу, как тепло люди по всей планете вспоминают о подвиге Гагарина.

С тех пор еще только две страны в мире смогли осуществить свою программу пилотируемых полетов: Соединенные Штаты и — недавно — Китай. А в ближайшее время мы вообще остаемся единственной космической державой, поддерживающей жизнедеятельность МКС, коль скоро американцы сворачивают программу запуска шаттлов. Людей на орбиту будут выводить «Союзы», задание на разработку которых было дано тоже в далекие 1960-е.

Наша космическая программа — не только один из предметов обоснованной национальной гордости. Это и один из самых успешных (если не самый успешный) инновационных проектов в истории человечества, проложивших ему дорогу на другие планеты. Еще до полета Гагарина были пуски наших спутников не только на Луну, но и на Марс и Венеру. И не случайно космос, где накоплены большие заделы, остается в числе пяти главных национальных приоритетов в программе модернизации.

Пятидесятилетие прорыва человека в космос совпало с новым раундом дискуссий о путях инновационного прорыва, о роли в нем государства и частного капитала. На последнем заседании комиссии по модернизации президент Дмитрий Медведев сделал акцент на создании нормальной инвестиционной среды. И это совершенно справедливо. Невозможно не то что предлагать инновации, но и элементарно поддерживать производство, когда для неоправившегося от кризиса бизнеса резко повышают ЕСН (при этом собираемость его резко снижается, поскольку предприятия уходят в серую зону); когда коррупционная составляющая в издержках зашкаливает, а госзакупки используются для обновления оборудования ничуть не в большей степени, чем для обогащения неуловимых и неуязвимых закупщиков.

Роль нормальной экономической среды, инвестиционного климата, частного капитала — зарубежного и российского — в создании современной экономики невозможно переоценить. Многие наши предыдущие модернизационные рывки строились на привлечении западного капитала и/или технологий — будь то на рубеже XIX—ХХ веков или в период сталинской индустриализации, которую во многом обеспечили американские инженеры и оборудование. На Западе крупные корпорации обладают собственной сетью научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, поддерживают венчурные проекты, дают заказы университетам. В России должно быть так же. Но пока не так. Крупный бизнес строится главным образом на экспорте сырья (хорошо, если обработанного), в обмен на которое в страну ввозятся (хорошо, если ввозятся) и продаются с большой наценкой предметы импорта.

Для такой экономики инновации не нужны. Даже для крупнейших корпораций глобальное мышление пока — редкость. Как редки их подразделения НИОКР.

Не случайно, что потребовалось больше года и административное «ускорение» сверху, чтобы было выполнено прямое поручение президента об увеличении российскими корпорациями своих научно-исследовательских бюджетов.

На инновации нужен спрос, и в его создании государство играет решающую роль. Именно так обстояло дело с нашим космическим проектом, давшим стимул развитию широкого спектра научных направлений — от математики, физики, астрономии, материаловедения, приборостроения до медицины, микробиологии. Недавно прошла презентация сборников рассекреченных документов советской космической программы, в том числе из Архива Президента РФ. Что в них поражает — точность формулировок и проработанность поручений, которые исходили со стороны высшего руководства страны, и скорость их исполнения.

По каждому параметру, принципу, характеристике будущих полетов, по каждому узлу, агрегату кораблей, детали подготовки или экипировки космонавтов давались предельно конкретные поручения тысячам НИИ, КБ, предприятиям тяжелой и легкой промышленности, клиникам, воинским частям и т. д. От первой записки о принципиальной возможности запустить спутник до его запуска проходит два года. От первого поручения изучить пока только медико-биологическую возможность отправки человека в космос до полета Гагарина — два года. Удивительные документы для всех желающих постичь логику и механику стратегического планирования. Но, может, такая схема могла работать только у нас и только в советское время? В чистом виде — да.

Но везде, даже в самых рыночных экономиках, крупные инновационные прорывы — продукты государственных программ. Манхэттенский проект, приведший к созданию атомного оружия и ядерных технологий, был чистым госзаказом американского правительства. Интернет был разработан и запущен Пентагоном.

Роль государства в инновационной экономике должна состоять не только в создании нормальной инвестиционной среды, но и, если хотите, в «принуждении» бизнеса и науки к инновациям, в формировании соответствующих стимулов. В первую очередь — с помощью четко сформулированного и профинансированного госзаказа, включая оборонный, на НИОКР, что поддержит и академическую науку, и университеты. В создании институтов развития и широко критикуемый проект «Сколково» — инициатива абсолютно разумная.

Ставить талантливых в привилегированное положение — как бы ни привыкли мы к обратному — один из немногих способов не проиграть будущее.

Вячеслав НИКОНОВ

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru