Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№8, Август 2013

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Круглый стол Развитию языка — законодательное обеспечение

ПОВЕСТКА ДНЯ

Аскольд Иванчик Кому и в чем надо подражать

КАФЕДРА

Вячеслав Никонов Канада. Австралия

ДАЛЕКОЕ И БЛИЗКОЕ

Виктор Гущин Пакты и факты

АКТУАЛЬНО

Эльдар Касаев Газовые рынки ждут перемен

ЭКСПЕРТИЗА

Ольга Пеганова Банковский сектор: пути развития

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Измаил Срезневский Мысли об истории русского языка

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Законопроект о реформе Российской академии наук поддержан в Государственной Думе во втором чтении. Теперь депутатам предстоит большая работа, чтобы подготовить законопроект к третьему чтению.

Этот законопроект был внесен правительством Российской Федерации. Как отмечается в пояснительной записке, нынешняя система управления академическим сектором науки «характеризуется недостаточной скоординированностью, особенно в части планирования и управления финансовыми потоками и имущественным комплексом, что негативно влияет на состояние фундаментальных и поисковых научных исследований в академическом секторе науки». А это в известной мере приводит к смещению фактических приоритетов в деятельности государственных академий наук (даже в условиях увеличения бюджетной поддержки) «на поддержание и отстаивание неизменности в ущерб решению задач обеспечения динамичного развития фундаментальной науки, обновления принципов ее организации в соответствии с современными требованиями».

Сразу скажу, что Государственная Дума рассматривает самую серьезную реформу Академии наук за всю историю ее существования. Судьба российской науки очень беспокоит депутатов, среди которых много ученых, есть и члены Академии. Я сам — доктор исторических наук, мои родители всю свою жизнь проработали в системе Академии наук, и я очень хорошо себе представляю тот большой вклад, который Академия вносила и вносит в российский научный потенциал. Очень хорошо понятна та озабоченность, которая существует в Российской академии наук, в ее президиуме, в академических институтах. Во многом депутаты Государственной Думы эту озабоченность разделяют.

Законопроект о РАН, можно сказать, «разминирован». Даже те, у кого были сомнения, должны поддержать его. Во фракции «Единая Россия» нет традиции резко критиковать правительственные законопроекты, и здесь действительно разделяют озабоченность правительства по получению большей отдачи от научной деятельности. Но в то же время не могу не заметить, что законопроект и сопроводительные документы к нему носили, я бы сказал, неряшливый характер.

Поэтому рабочая группа «Единой России» подготовила более 60 поправок, которые приняты Комитетом Госдумы по науке и расширенной рабочей группой в составе представителей фракций «Справедливой России», ЛДПР и Российской академии наук. Он поддержан и президентом РАН, и вице-президентами академии. Это закон, по которому вполне Российская академия наук может работать.

Фракция коммунистической партии, которая так блистательно отсутствовала на обсуждении, на самом деле протестует против законопроекта, который поддерживается Российской академией наук, большинством депутатов Госдумы, президентом, правительством и создает нормальные условия для научной работы.

В законопроекте решен вопрос об организационно-правовой форме, причем именно в той редакции, в которой академики просили президента РФ. Сейчас это федеральное государственное бюджетное учреждение. Хотя, на мой взгляд, та формула, которая была в первоначальном варианте, давала им большую автономию, но это выбор Академии. Кроме того, академии будут объединены без ликвидационных процедур. Ликвидация трех академий отменяется. Преемственность сохраняется. Академия усиливает свою роль как центральный орган по выработке государственной научной политики и осуществляет академическое управление институтами РАН. Управление имуществом институтов Российской академии наук переходит федеральному органу исполнительной власти. Этот орган после ознакомления с теми поправками, которые мы предлагали принять, согласится возглавить академик Владимир Фортов — президент РАН.

Работникам институтов не о чем беспокоиться. Никто не потеряет свою работу. Ни один из институтов не будет ущемлен в своих правах. Все институты сохранятся как юридические лица. Говоря о руководителях институтов, надо отметить, что они будут подчинены Агентству, а назначаться и освобождаться от должности будут по согласованию с президиумом РАН после одобрения их кандидатур Комиссией по кадровым вопросам Совета при президенте РФ по науке и образованию. В этой связи напомню, что в состав Совета в основном входят члены Академии. Много вопросов вызывал автоматизм получения членами-корреспондентами звания академиков. Это беспокоило многих членов академии. Такой автоматизм отменяется. Сейчас в течение трех лет сама Академия принимает решение о переходе членов-корреспондентов в категорию академиков.

Академия от этих реформ только выиграет. На оптимистический лад в этом отношении нас настраивает и опыт работы над законом «Об образовании», над Федеральным законом «О внесении изменений в федеральные законы в связи с принятием закона «Об образовании», которые были переписаны кардинально в сравнении с первоначальными текстами предлагавшихся правительством законопроектов. Я более чем уверен, что совместными усилиями удастся подготовить хороший законопроект, который не нанесет ущерба Российской академии наук, который не нанесет ущерба российской науке, но зато поможет сделать научную деятельность в нашей стран более производительной. Конец света сегодня не наступает: мы просто продолжаем работу над качественным, хорошим законопроектом.

Вячеслав НИКОНОВ

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru