Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№9, Сентябрь 2013

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

Тыл Победы. Эвакуация

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Владимир Путин Охране здоровья – надежные гарантии

Александр Жилкин Системе нужна модернизация

Вероника Скворцова Приоритетны доступность и качество

ПОВЕСТКА ДНЯ

Андрей Нестеров Дорога как проект интеграции

КАФЕДРА

Вячеслав Никонов Канада. Австралия

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Виктор Гущин «Внутреннее дело»

КОНТЕКСТ

Александр Клюшников Будущее наступает сегодня

ЭКСПЕРТИЗА

Наталья Опарина Формирование кадрового резерва

ДИСКУССИЯ

Асият Багатырова Футбол и инновации

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Справка

Валентин Распутин Транссиб

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Многие у нас считают, что в вопросах образования надо не на Запад смотреть, а на советскую систему, которая признавалась одной из лучших в мире. Я сам продукт этой системы. Естественно, она не может мне не нравиться. Считаю, что меня хорошо выучили и в школе, и в университете. И сегодня у нас в значительной степени пока еще советская система образования. Если говорить о школе, то заимствования у западной системы касаются в основном старших, выпускных классов. Связано это с диверсификацией предметов и со сдачей единых госэкзаменов — ЕГЭ. Вот, собственно, все западные инновации.

У нас по-прежнему одна из лучших в мире начальных школ. По всем рейтингам мы входим в тройку или четверку стран по качеству подготовки в начальной школе. Дальше уже идет ухудшение. Основной, средней школой, по-моему, вообще мало кто занимался. Система ЕГЭ не стимулирует детей к изучению всех предметов школьной программы. Такое упрощение приводит к тому, что выпускники становятся в широком смысле менее образованными. ЕГЭ исключает устные экзамены, поэтому школьнику не нужно развивать навыки разговорной речи. Нет сочинений, поэтому незачем учиться писать. Я научился писать, когда писал сочинения. Сейчас такого нет. Вижу это по студентам — даже в МГУ у них есть проблемы с формулированием своей мысли, с устным изложением и письмом.

Я не понимаю, почему экзамены сдают только по двум предметам, когда в школе изучают 11. Почему нельзя внести устный компонент в экзамены по языкам и вернуть сочинение в экзамене по языку и литературе? Сочинение вообще может быть отдельным способом оценки образованности учащихся. Тогда появятся стимулы учиться говорить и писать. А введение среднего балла аттестата как одного из критериев поступления в вузы может стать стимулом к изучению всех предметов.

Сегодня эксперты отмечают, что вырастает поколение с клиповым сознанием. И это действительно проблема. Не только России — всего мира. Несмотря на то, что дети поголовно увлекаются компьютерами и разного рода гаджетами, это не ведет к росту числа технократов. Сегодня весьма небольшое количество детей хочет связать свою дальнейшую жизнь с инженерными и техническими специальностями. Физику как ЕГЭ сдают порядка 10 процентов школьников, а химию — еще меньше. В отличие, скажем, от обществоведения, которое сдают более половины выпускников.

Не секрет, что инженерное образование было в большой степени разрушено в 1990-е годы, когда в нем не было востребованности и когда расходы на науку упали в 20 раз. Исчезновение научных школ — огромный провал, быстро восстановить который просто невозможно. Правда, за последние 13 лет расходы на науку выросли в 10 раз. Но все равно это гораздо меньше, чем было в СССР. Сейчас начинает восстанавливаться система среднего профессионального образования, которая, собственно, и должна готовить кадры квалифицированных рабочих. Уже принимаются меры для устранения перекоса в сторону специальностей, не связанных с инженерными. Всем известно, что экономистов и юристов гораздо больше, чем требуется. Регулироваться это будет приемом на бюджетные места в вузы. Увеличивается количество таких мест в технических вузах и сокращается на экономических и юридических специальностях.

На Западе есть большой компонент, связанный с университетской наукой, которая получает заказы не только от государства, но и от частных корпораций. У наших же частных корпораций просто нет традиции поддерживать научные исследования. За исключением, скажем, АФК «Система», «Газпрома». А собственных программ НИОКР нет даже у крупнейших российских корпораций. Кроме, наверное, компании ОАО «РЖД», которая научные исследования проводит.

Экономика знаний — это возможность получения прибавочного продукта через предоставление интеллектуальных, образовательных услуг. И здесь у нас, увы, большой провал. Доля России на рынке образовательных услуг — порядка 1 процента. Гораздо меньше, чем наша доля населения на земном шаре или доля в мировом ВВП. Мы не конкурентоспособны на рынке образовательных услуг, и вряд ли ситуация изменится в лучшую сторону, поскольку в планах Минфина в проекте бюджета на 2014—2016 годы предполагается сокращение расходов на образование. Кроме того, предполагается сократить даже ранее предусмотренные расходы на выполнение указов президента о повышении зарплаты профессорско-преподавательского состава. Естественно, Комитет по образованию и Госдума в целом, думаю, предпримут усилия, чтобы эту тенденцию развернуть. Я задал прямой вопрос министру финансов и услышал в ответ, что в образовании много неэффективных расходов. Я не считаю, что преподаватели вузов так уж неэффективны.

Что же касается экономики знаний, то она напрямую связана с созданием 25 миллионов новых рабочих мест. У нас огромное количество людей получает высшее образование. По их числу мы находимся на 2—3-м месте в мире. Причем это число стремится к 100 процентам для тех, кто заканчивает школу. Естественно, теперь речь должна идти о создании рабочих мест именно для тех людей, которые получили высшее образование.

Мы уже не можем заставить их выполнять неквалифицированную работу. И задача в том, чтобы создавать рабочие места в отраслях, требующих высоких знаний. Вообще создание рабочих мест — задача непростая, требующая решения других, смежных проблем. Разработаны очень серьезные проекты — расширение возможностей Транссиба, строительство высокоскоростных магистралей, рост оборонного комплекса. Вот здесь — реальные рабочие места.

Вячеслав НИКОНОВ

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru