Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№11, Ноябрь 2014

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Сергей Нарышкин
Парламентская ассамблея: боязнь диалога

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Срджа Трифкович
Многополярность и вызовы для России

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Виктор Гущин
Санкции как инструмент гегемонии

Виктор Гущин
Национальная катастрофа стала ближе

ГРАЖДАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Олег Морозов
Системная реформа и внутренняя политика

Иван Коновалов
Кадры для проекта

ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА

Евгений Пивоваров
В сырьевом капкане

АКТУАЛЬНО

Эльдар Касаев
Сланцевая пыль в глаза

ЭКСПЕРТИЗА

Сергей Луценко
Мотор корпоративного управления

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Фёдор Глинка
О необходимости иметь историю 1812 года

Справка

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Совсем недавно, 15 октября, исполнилось 200 лет Михаилу Юрьевичу Лермонтову. И 15 октября на пензенской земле, рядом с Тарханами, с лермонтовскими местами, президент Владимир Путин встречался с педагогами, преподавателями со всей страны, которых собрал очередной форум Общероссийского народного фронта. Форум проходил под девизом «Качественное образование — во имя страны». Одной из ключевых тем обсуждения на ОНФ стало внесение поправок в федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». Такое пристальное внимание к закону связано с тем, что завершился первый год его действия и можно подвести промежуточные итоги.

Надо отметить, что в рамках обсуждения на тематических площадках форума многие его участники подчеркивали: закону нужна точечная настройка. Согласен: сегодня нельзя отвергать существующий закон, как призывают некоторые его критики. Закон показал свою эффективность, но, как любой действующий механизм, он нуждается в некоторой наладке. Это нормально. Идеи, которые высказали на форуме педагоги, вполне могут быть сформированы в конкретные поправки.

Нас всех можно поздравить: Организация экономического и социального развития на прошлой неделе признала Россию самой образованной страной. И по заслугам: в России 60 процентов взрослого населения имеет высшее образование. Канада — на втором месте по этому показателю, 54 процента, Израиль — на третьем, 47 процентов. А вот США находятся на четвертом месте с жалкими 43 процентами.

Значит ли это, что у нас нет проблем в образовании? Конечно же, они существуют, и их много. Но при этом мы очень хорошо видим эти проблемы. И то, что прозвучало в Пензе из уст преподавателей, из уст президента, означает, что понимание существует. Оно существует и в обществе, и среди законодателей. Пожалуй, суть обозначил Владимир Путин в выступлении на форуме ОНФ. Хочу привести его высказывание полностью:

«Постоянно появляются новые технологии, и даже новые профессии. Главное, ожидания граждан очень большие, и поэтому следует приложить все усилия, чтобы качественно преподавать, соответствовать сегодняшнему времени, чтобы ответить на вызовы этого времени и готовить будущих граждан и специалистов для нашей страны так, как этого требует сегодняшний день. Чтобы школьники, независимо от места проживания, социального статуса родителей, получали прочные знания, и на их базе смогли овладеть будущей профессией, добиться успеха, и в жизни быть востребованными и полезными для своей страны, и сами получали полное удовлетворение от жизни».

Мы хорошо сознаем, что необходимо обеспечить всех дошкольников полноценным образованием на дошкольном уровне, что наши дети в школах не должны учиться в две-три смены. Но, к сожалению, такая практика существует. Есть понимание того, что педагоги должны получать достойную оплату за свой очень нелегкий труд, есть полное понимание того, что необходимо уменьшить количество вузов и избавиться от псевдовузов. Не случайно об этом так много говорят СМИ. Необходимо обеспечить полноценное профессиональное образование. Следовательно, существует понимание как больших проблем, так и точечных, которые нам предстоит в самое ближайшее время решить.

Если говорить о проблемах общеполитических, прежде всего я бы подчеркнул, что в Пензе все преподаватели возмущались тем, что образование в нашей стране зачастую воспринимается как услуга. Это, действительно, несправедливое отношение. Образование — это миссия, и в образовании исключительно важен фактор не только обучения, но и воспитания. Слово «воспитание» звучало настолько часто в лермонтовских местах, насколько часто оно звучало в те времена, когда воспитывали самого Лермонтова, когда воспитывали российское дворянство на принципах, на которых, по большому счету, и должна воспитываться наша молодежь, будущее нации.

Что такое нация? Нация — это ее памятники, ее праздники, ее могилы, ее история, ее язык. Это ее родное пепелище, любовь к отеческим гробам. Или, как говорил Михаил Лермонтов, «счастье только там, где любят нас, где верят нам». Воспитание — это передача новому поколению ценности чести и достоинства. Воспитание — это выработка волевых качеств, укрепление здоровья. Еще воспитание — это гуманитарное образование, единое образовательное пространство, решение конкретных социальных и нравственных задач. И задач экономических, добавим.

Сейчас бюджетные места выделяются вузам только на аккредитованные специальности. Но мы знаем, что есть множество передовых специальностей, которые сейчас определяют научно-технический прогресс, без которых просто не может развиваться страна. Речь идет о нанотехнологиях, о биотехнологиях, других самых современных научных и производственных направлениях. По ним бюджетные места могут быть выделены только в том случае, если программа будет уже аккредитована, то есть состоится выпуск через четыре года в бакалавриате или через два года в магистратуре. Очевидно, что для ведущих вузов мы должны сделать исключение, и сделать это как можно быстрее. Соответствующий законопроект уже подготовлен в Комитете Государственной Думы по образованию. Остается быстро решить задачу, которая была поставлена на пензенской земле.

Для Отечества, как сказал один французский революционер, не сделано ничего, пока не сделано все. Мы сделали в образовании очень много, но мы сделали далеко не все.

Вячеслав НИКОНОВ

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru