Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№8, Август 2015

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АКЦЕНТ

Валерий ГЛУЩЕНКО, Ирина ГЛУЩЕНКО
ЧАСТЬ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ
О проблемах дистанционного образования

АКТУАЛЬНО

Евгений ГРИШИН
НАДО БОЯТЬСЯ МАЛЕНЬКИХ ДОХОДОВ

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

План Черчилля о войне с СССР
ОПЕРАЦИЯ «НЕМЫСЛИМОЕ»

ДАЛЕКОЕ И БЛИЗКОЕ

Дмитрий ЕПИШИН
КАКОЙ БЫТЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ?

ЭКСПЕРТИЗА

Ростислав ИЩЕНКО
ИСЧЕЗАЮЩАЯ УКРАИНА

КОНТЕКСТ

Вячеслав НИКОНОВ
НЕСЛОМЛЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА

Алексей РЕНКЕЛЬ
ИННОВАЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ ПЛАЦЕБО

ДИСКУССИЯ

Олег ХАРЕБИН
«МЫ ДЕЙСТВУЕМ — И ЭТО ВСЕ»! О морали и ценностях политической элиты США

ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА

Сергей ЧУПИН
ВЛАСТЬ И МОРАЛЬ

ЭКСПЕРТИЗА

Руслан ШАФИЕВ
ЭКОНОМИКА ПОД САНКЦИЯМИ Негативные последствия и позитивные возможности

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Дискуссия по вопросам развития отечественного образования идет постоянно. Поскольку образование касается в той или иной мере всего общества, то дискуссия на эту тему продолжается не один десяток лет. В нее глубоко вовлечены гражданское общество и бизнес страны. Она вызвана целым комплексом внешних и внутренних факторов, вызывающих необходимость реформирования высшего образования.


Наиболее интенсивно в настоящее время развивается сектор дистанционного высшего образования. Оно технически и технологически основано на активном использовании информационных, медийных и интернет-технологий. Однако активное использование интернет-технологий потенциально может быть еще одним из источников рисков негативного воздействия на молодежь, риска социальной дестабилизации.


Большинство экспертов склоняется к тому, что у реформ в образовании должна быть определенная стратегия. Стратегией реформ в образовании (и развития дистанционного высшего образования как основного направления) условимся называть внешнюю адаптацию и внутреннюю координацию образования в условиях изменения внешней и внутренней среды высшего образования. К влияющим на стратегию элементам внешней среды высшего образования страны можно отнести:


– мировое образовательное пространство как совокупность конкурирующих между собой национальных образовательных систем, задающих извне конкурентные показатели высшего образования;
– национальные органы управления развитием и функционированием системы высшего образования в стране (субъекте стратегии реформ и развития дистанционного образования), которые формируют направления и критерии успешности реформ и развития дистанционного образования;
– национальную экономику, отраслью которой является образование и которая потребляет знания и организационную культуру, вырабатываемые и передаваемые в процессе образования;
– национальную инновационную систему, частью которой система высшего образования является;
– национальную и региональную социальную среду (гражданское общество), выступающую в качестве потребителя образовательных услуг.


В процессе дискуссии на эту тему нужно учитывать, что на современном этапе развития нашей страны прилагаются усилия для развития гражданского общества, диалога общества с властью. Заинтересованность различных государственных структур и структур гражданского общества в этом вопросе может состоять в следующем.


Руководство страны может быть заинтересовано в получении разносторонней информации о влиянии развития дистанционного образования на геополитическое состояние государства, темпы и инновационный характер экономического развития, развитие гражданского общества и связанных с этой формой образования рисках для названных направлений развития государства и общества.


При определении стратегии развития дистанционного образования нужно учитывать изменения в сфере инноваций и непрерывный характер современного инновационного процесса. Они формируют новые требования к содержанию высшего дистанционного образования как части национальной инновационной системы в интересах повышения экономичности, безопасности, комфортности внутренней и международной деятельности, устойчивости развития национальной и региональных экономик нашей страны.


В формировании стратегии развития образования, в частности дистанционного, оно должно рассматриваться в неразрывном единстве процессов обучения и воспитания. Считают, что обучение без воспитания не может быть эффективным. Исследователи отмечают, что функция воспитания в значительной степени определяется социальной средой и СМИ. Полагают, что чрезмерная коммерциализация образования может приводить к снижению качества образования и даже потере институциональной функции образования.


Между тем в начале XXI века функция воспитания в высшем образовании важна по причине роста значимости организационной культуры для экономической эффективности деятельности коммерческих предприятий. Значение функции воспитания в образовании еще больше увеличивается в условиях развития нашей страны, а недостатки воспитательного процесса могут приводить к росту социальных и геополитических рисков. В процессе формирования стратегии развития образования (в том числе дистанционного) в нашей стране нужно учитывать, что образование является одним из важнейших элементов национальной инновационной системы.


Нужно учитывать и то, что в начале XXI века за рубежом при участии государств ЕС, государственных и частных корпораций, институтов гражданского общества формируют для успешного развития инновационной деятельности технологические платформы — объединение государственных органов, корпораций, вузов, организаций малого бизнеса, отдельных специалистов, представителей научно-технической общественности, которые объединяются в интересах выпуска определенной инновационной продукции.


В рамках такого подхода вузы, особенно отраслевые вузы, могут рассматриваться как часть научных и/или технологических платформ, важные элементы национальной инновационной системы. При осуществлении инноваций в высшем образовании нужно учитывать то, что в условиях постиндустриальной глобализации в развитии национальных экономик на первый план вышли финансовые и интеллектуальные ресурсы и качество управления ими, включая этап образовательного процесса.


Поэтому нужно учитывать участие вузовского образования в функционировании национальной инновационной системы. Особенностью высшего образования является то, что как функциональный элемент национальной инновационной системы такое образование участвует во всех этапах функционирования национальной инновационной системы, а именно: этапах создания, использования, хранения и передачи знаний и навыков.


В связи с тем, что уровень высшего образования в нашей стране признается достаточно высоким, вероятно, речь должна идти о необходимости не столько количественных, сколько качественных изменений в образовании, которые были бы направлены на ускорение научно-технического прогресса, перевод экономики страны на путь устойчивого инновационного развития.


При формировании стратегии развития дистанционного образования нужно учитывать и то, что в условиях научно-технической революции одним из эффективных путей повышения социально-экономической эффективности образования и науки является возможность управления процессом НТР с целью скорейшего внедрения передовых достижений науки в практику через дистанционные образовательные технологии. Необходимым условием такого эффекта является интеграция практики, науки и образования в процессе реализации программ дистанционного образования. При этом повышение качества образования, придание образованию инновационного характера может положительно сказаться на темпах развития науки и, что особенно важно, на повышении социально-экономической эффективности образования, практики, науки, и как следствие — всей национальной инновационной системы в целом.


В процессе формирования и анализа стратегии развития дистанционного образования в России необходимо учитывать и произошедшие структурные изменения в российской системе образования. В частности то, что в статье 10 (п. 5) Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.


В п. 6 того же закона сказано, что «Дополнительное образование включает в себя дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. И далее в п. 7: «Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования».


Нужно учитывать большое экономическое, социальное, политическое значение, которое может иметь обеспечение возможности получения высшего образования в ведущих вузах для людей, проживающих в различных регионах и не имеющих финансовой возможности получить такое образование на платной основе. Это связано с географической удаленностью и неравномерностью экономического развития регионов в нашей стране. Эти факторы могут препятствовать очному обучению, дополнительному образованию и повышению компетентности специалистов с использованием традиционных вузовских технологий. Поэтому способность наладить процессы интеграции практики, науки и образования в рамках технологий дистанционного образования может рассматриваться как один из показателей высокой конкурентоспособности современного вуза.


Можно предположить, что в результате создания научных и технологических платформ, интеграции в процессе реализации стратегии дистанционного вузовского образования, более тесной экономической и технологической интеграции практики, науки и образования в России могут возникнуть принципиально новые научно-образовательные сообщества, которые будут способны оказывать стратегическое влияние на повышение геополитической конкурентоспособности экономики России.


Интеграция практики, науки и образования в рамках дистанционного образования должна рассматриваться на разных уровнях иерархии: международном, государственном, научной платформы, ассоциации вузов, вуза, кафедры, конкретного профессора или преподавателя высшей школы. Здесь можно выделить ряд аспектов: политический, социальный, экономический и технологический.


Несомненно, что интеграция науки, практики и образования в рамках научных платформ и работы отдельных вузов тесно связана. Требуется дальнейший переход к концепции социально ответственной интегрированной рыночной инновационной образовательной деятельности вузов. Такая концепция должна быть стратегически ориентированной на разрешение научных проблем развития оптимальными для государства и общества способами. И еще — ориентированной на развитие свободной конкуренции научно-образовательных школ, направленной на реализацию конституционно закрепленных за гражданами России свобод передавать информацию и обучать.


Политика интеграции науки и образования в рамках дистанционного и дополнительного образования состоит в наличии у руководящего состава вузов установки в пользу инновационной высокотехнологичной модели развития отрасли, экономики государства, общества. В случае такого политического выбора важна способность к выработке последовательной и целенаправленной, закрепленной в законах, подзаконных актах и практике деятельности вузов политики ускорения и стимулирования развития науки и образования на основе свободы исследований и справедливой конкуренции участников научного и образовательного процесса.


Социальный аспект интеграции практики, науки и образования в рамках дистанционного образования различен. С одной стороны, демократическое развитие государства и общества невозможно без обеспечения конкурентоспособности образования путем его интеграции с практикой и наукой, интеграции в мировое научно-образовательное сообщество. С другой стороны, нужно учитывать характерную для настоящего времени реальную социальную привлекательность научно-педагогической деятельности, материальное положение и старение научных и педагогических кадров в России. Конкурентоспособность отечественных науки и образования в исторической перспективе может быть обеспечена только при дальнейшем повышении социального статуса и уровня материального обеспечения работников науки и образования.


Экономический аспект интеграции науки и образования в рамках дистанционного и дополнительного образования состоит в том, что развитые страны достигают экономической выгоды, извлекая интеллектуальную ренту из высокотехнологичных разработок. По статистике, в середине 1990-х годов 80% инвестиций были перекрестными инвестициями между развитыми странами. Поэтому уровень образования и компетентности населения в регионе является одним из факторов инвестиционной привлекательности, источником национального богатства и социальной устойчивости государств.


На уровне отдельного вуза большое значение для дальнейшего ускорения и упрочения интеграции практики, науки и образования имеет понимание важности такой интеграции для стратегических перспектив и повышения конкурентоспособности страны, отраслевой научной платформы, вуза, факультета, кафедры на рынке образовательных услуг.


Современный подход в стратегии дистанционного образования должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития экономики, отрасли, региона, с учетом специфики этой технологии обучения и потребностей личности студента, работодателей, общества и государства в выработке у обучаемых навыков научных исследований, эффективного использования знаний, отношений и опыта поведения.


Основные методические инновации в рамках дистанционного высшего образования связаны в 2015 году с применением интерактивных методов обучения. Интерактивная методика обучения в дистанционном образовании основана на способности преподавателя воздействовать на студента или находиться в режиме беседы, диалога с ним посредством компьютера и сети Интернет. В рамках такой технологии интерактивное дистанционное обучение является диалоговым обучением, характеризующимся активным взаимодействием преподавателя и обучающегося.


При включении в интерактивный непрерывный процесс дистанционного обучения студент становится полноправным участником процесса усвоения материала, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не только дает определенные знания, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску этих знаний, научному исследованию. Интерактивные методы дистанционного образования способствуют лучшему усвоению лекционного материала студентом и создают основу для формирования мнения, отношения, навыков профессионального и исследовательского поведения.


Важнейшей составляющей стратегии интерактивного дистанционного образования должна стать постоянная и устойчивая обратная связь студентов с преподавателем и вузом.Такая обратная связь позволяет выяснить специфику потребностей отраслевой и региональной практики, реакцию участников такого обучения на изучаемые темы, выявить достоинства и недостатки организации и проведения обучения, оценить результат (компетентность выпускников).
Концепция интерактивного дистанционного обучения позволяет решать одновременно несколько задач, одной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков, приучает обучающихся работать в команде, прислушиваться к мнению своих коллег.


Технологии и методики адаптивного дистанционного обучения заключаются в том, что студент получает рекомендации по содержанию и темпам выполнения практического задания, когда для группы и отдельного студента выстраивается образовательная траектория с учетом личных качеств и жизненной ситуации. Это очень важно, учитывая потребности в обучении людей с ограниченными физическими возможностями.


Существуют технологии геймификации, которые основаны на углубленном усвоении знаний и обучении практическим приемам через игру, игровую ситуацию. Например, преподаватель, который выступает в роли руководителя, назначает студентов, выступающих в роли сотрудников организации, докладчиками по вопросам деятельности гипотетической организации. Их критикуют оппоненты. При этом практическое занятие преподавателя со студентами позиционируется как практическое заседание совета директоров организации. Практические цели такой дистанционной игры: во-первых, повышение глубины знаний студентов в атмосфере состязательности; во-вторых, повышение психологической устойчивости студентов в процессе практического делового общения; в-третьих, приобретение навыков экспресс-исследования практических проблем и быстрого принятия решений; в-четвертых, приобретение студентом навыков деловой дискуссии и общения.


Существенное значение для практической интеграции практики, науки и образования в рамках дистанционного и дополнительного образования имеет внедрение результатов научных разработок преподавателей, аспирантов в учебный процесс. В этом плане нужно в процессе формирования вузом политики учебной нагрузки преподавателей оставить им время и обеспечить реальную и финансовую возможность участвовать в научных исследованиях, способствовать повышению реальной возможности получения грантов.


Оценивая дальнейшие перспективы стратегии развития дистанционного образования как направления повышения эффективности функционирования научных и технологических платформ и качества образования, необходимо учитывать, что существенное влияние на формирование характера современных форм интеграции практики, науки и образования могут оказать:


Во-первых, институты развития — государственная политика и стратегия развития дистанционного образования, политика развития в инновационной, промышленной, научной и образовательной сферах;

Во-вторых, запросы практики, деловых кругов на высококвалифицированных специалистов в различных регионах и отраслях экономики в связи с развитием высоких технологий и инновационной деятельности на уровне предприятий;

В-третьих, дальнейшее изменение технологий, форм организации труда и современного обучения в рамках интерактивного непрерывного дистанционного и дополнительного образования, прежде всего дистанционное выполнение работ и частичная занятость;

В-четвертых, развитие в рамках стратегии дистанционного непрерывного интерактивного образования информационных и интеллектуальных технологий и практической востребованности преподавателей вузов в деятельности научных, технологических платформ в различных отраслях и регионах страны;

В-пятых, технологические, социальные, экологические и культурные тенденции глобального развития мировых геополитических отношений, экономики и образования и другие факторы.
За рубежом при формировании технологических платформ активную роль играют организации гражданского общества. Сегодня активно развивается диалог между властью и обществом в России. В такой ситуации организации гражданского общества смогут в большей мере проявить свои возможности по формированию и достижению национального интереса в рамках формирования и реализации стратегии развития высшего дистанционного образования. И, конечно же, необходим государственный и общественный контроль качества образования и компетентности выпускников вузов.


Дистанционное образование как часть рыночной экономики поможет регулировать качество образовательных услуг. Дифференцированный подход к ценообразованию для различных категорий обучающихся даст возможность в отдаленных регионах страны непрерывно повышать квалификацию специалистов в интересах инновационного развития. Стратегия развития дистанционного высшего образования становится частью стратегии обеспечения ускоренного инновационного развития и геополитической устойчивости страны, создания квалификационных условий для социальных лифтов и снижения социальной напряженности.

ГЛУЩЕНКО Валерий Владимирович,  
профессор кафедры менеджмента и управления персоналом организации московского  государственного университета путей сообщения, доктор технических наук 

ГЛУЩЕНКО Ирина Ивановна,  
профессор кафедры бухгалтерского учета и статистики российского 
государственного социального университета, доктор экономических наук

Литература
1. Никонов В. А. Диалог общества с властью // Стратегия России. № 4, 2015. С. 19–22.
2. Запесоцкий А. П. Философия образования и проблемы современных реформ // Вопросы философии. № 1, 2013. С. 24–35.
3. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Система инноваций: стратегия развития // Стратегия России. № 4, 2015. С. 61–76.
4. Густап Н. Н. Европейские технологические платформы: понятие, история создания, характеристика // Известия Томского политехнического университета. Выпуск № 6. Т. 321. 2012.
5. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (вступил в силу 1 сентября 2013 г.).
6. Глущенко В. В. Научно-педагогическое сообщество России как элемент в системе реализации национальных интересов в условиях постиндустриальной глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. № 1(10), 2007.
7. Глущенко В. В. Системно-управленческий подход к интеграции науки и образования. Деп. статья. М.: ВИНИТИ, № 208-В2004 от 09.02.2004. — 6 с.
8. Глущенко В. В. Гражданское общество как субъект формулирования и достижения национального интереса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. № 10(67), 2010. С. 2–10.
9. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Контроль и диагностика компетентности участников инновационной деятельности // Компетентность. № 9–10, 2014. С. 12–17.

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru