Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№7, Июль 2017

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Парламентские слушания
Образование: ресурсы развития

ПОВЕСТКА ДНЯ

Владимир РАЗУВАЕВ, Владимир В. РАЗУВАЕВ
Новая притягательность

ДАЛЁКОЕ И БЛИЗКОЕ

Олег ХЛОБУСТОВ
Холодная война: сущность и содержание


Леонид ИВАШОВ,
Сергей СОЛОДОВНИК,
Дмитрий ЕПИШИН,
Николай ДИМЛЕВИЧ

Холодная война: информация к размышлению

АКТУАЛЬНО

Эльдар КАСАЕВ
На рынке нефти передышка

АКЦЕНТ

Портал «Антифашист»
Что ждёт бенефициаров Майдана

КОНКУРС «ВСЕМИРНЫЙ ПУШКИН»

Альбина КИЯМЕТДИНОВА
Венок Поэту

ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА

Сергей ЗАГРУБСКИЙ
Коридор возможностей и его стражи

ДИСКУССИЯ

Александр ВОИН
Механизм конфликта

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Документы
VI съезд РСДРП (большевиков)

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Вячеслав НИКОНОВ
Председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы

Мы начинаем наши парламентские слушания на тему: «Ресурсы развития образования и науки: образовательные и просветительские проекты кино, телевидения, СМИ, организаций культуры». Мы включили эту тему в план работы Комитета в конце прошлого года, сразу после того, как прозвучало Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

В нём, напомню, было сказано: «Самое важное, что волнует родителей и учителей, общественность — это, конечно же, содержание образовательного процесса, насколько школьное образование отвечает двум базовым задачам, о которых говорил ещё академик Лихачёв — давать знания и воспитывать нравственного человека. Он справедливо считал, что нравственные основы — это главное, что определяет жизнеспособность общества, — экономическую, государственную, творческую. Но только учебных часов и школьной программы здесь явно будет недостаточно. Нужны проекты в театре, кино, на телевидении, музейных площадках, в Интернете, которые будут интересны молодым людям, привлекут внимание молодёжи к отечественной и классической литературе, культуре, истории».

Такова была отправная точка для наших слушаний.

Очень много делается в стране в последние годы, чтобы давать очень важный познавательный, просвещающий информационный продукт. Растёт число современных детских технопарков, развивается система новых знаний в Интернете, появляются интерактивные музеи для детей самых разных возрастов, создаются этнографические парки — виртуальные и реальные. Очень много можно почерпнуть из Интернета для технического творчества молодёжи.

В то же время очевидно, что существующая образовательная система не во всём поспевает за быстро изменяющейся ситуацией в этой сфере. Далеко не всё то, что сейчас доступно в интернет-пространстве и в целом в нашей стране, вовлекается в широкий образовательный процесс. Нельзя сказать, что педагогические работники не имеют доступа к этому, но, как представляется, ещё недостаточно выстроена такая работа по внедрению лучших достижений, лучших проектов, образовательных, просветительских, которые существуют на новой основе, в традиционный образовательный процесс.

Кроме того, далеко не всё, что делается в этой области, устраивает нас с точки зрения соответствия высоким научным критериям. Существует целый комплекс проблем, которые, как мне кажется, нуждаются в серьёзном междисциплинарном обсуждении не только с представителями Министерства образования, но и средств массовой информации, интернет-сообщества, с руководителями министерств, которые занимаются массовыми коммуникациями.

Вопросов много. Вот основные. Как увеличить долю качественных образовательных и просветительских проектов в кино, телевидении, СМИ, организациях культуры? Как повысить доступ целевой аудитории к образовательно-просветительским проектам? Как вытеснить некачественные образовательные и просветительские продукты качественными? Наконец, какие инструменты следует использовать, чтобы обеспечить создание образовательных и просветительских продуктов, которые будут востребованы системой образования? И ещё: что надо сделать, чтобы обеспечить использование образовательных, просветительских проектов, созданных в кино, телевидении, СМИ и организациях культуры в образовательном процессе?

Вениамин КАГАНОВ
Заместитель министра образования и науки Российской Федерации

Вопросы, которые задал сейчас Вячеслав Алексеевич, и сложные, и лёгкие одновременно. Лёгкие, может быть, потому, что очень много примеров активности, очень много хороших результатов. Каждый, наверное, может привести целую серию интересных фактов, событий, процессов, акций, которые работают в этой сфере.

Мы говорили о живой классике, когда дети читают стихи и делают это профессионально вместе со взрослыми. Или когда запускается система, связанная с детскими СМИ, когда дети не только формируют свою позицию, приобретают навыки создания того или иного продукта и обучаются, но при этом знакомятся с интересными людьми, с интересными событиями, учатся думать, преподносить их, задавать вопросы.

И такие события проходят в огромном множестве каждый день и, не побоюсь сказать, во всех образовательных организациях. Мы признательны нашим коллегам из Министерства культуры и всем, работающим в этой отрасли. Признательны многочисленным партнёрам, которые вкладываются в образование не только как в будущий бизнес, но и как в сферу интересов, продвигающую те или иные отрасли.

Тем не менее я согласен, что количество не может автоматически перерасти в качество. Всё равно остаются аудитории вне нашего влияния, которые либо уклоняются от сотрудничества в силу каких-то причин, либо пользуются не известными нам продуктами, качество которых не всегда понятно. Думаю, таких аудиторий будет возникать всё больше и больше. Информационные технологии создают огромные возможности, и вместе с тем создают новую реальность, связанную с возможностью самостоятельно добывать ту или иную информацию.

Вчера в Большом зале Государственной Думы проходили парламентские слушания по вопросам молодёжной политики, и все сошлись на одном: и система есть, и молодёжная политика есть, но в то же время выявляются новые и новые сферы, где влияние государства и специалистов не распространяется. И вот здесь, в режиме междисциплинарной дискуссии, необходимо искать ответы на вопросы, которые поставил Вячеслав Алексеевич.

Есть ли у нас возможности для настройки, иногда перенастройки системы? Думаю, есть. За последние годы, мне кажется, произошло главное: все стали понимать, что и гражданская позиция, и образование, и успехи, и будущее наших детей — это дело не только учителя, не только школы и даже не только родителей, а всего общества. И инструменты для этого появились. Но каким образом это превратить в систему, которая работает практически без сбоев? Это тот вопрос, на который и на федеральном уровне нужно искать ответы, и, конечно, в каждой образовательной организации, в каждом субъекте Федерации тоже.

Возможности, которые возникают постоянно, я бы разделил на традиционные и новые. Традиционные — это, естественно, музеи, театры, кино, телевидение. Они дают возможность детям не только посмотреть, предположим, спектакль или телепередачу, но и самим попробовать выступить на сцене или в телепрограмме. Мне кажется, это сейчас самое актуальное. Дети не очень склонны просто созерцать что-то, им это не очень интересно. А если захотят найти повод для созерцания, то такая возможность предоставляется через гаджеты.

Поэтому, если мы хотим, чтобы ребёнок что-то освоил, с чем-то познакомился, его надо вовлечь в событие не в качестве пассивного, а в качестве активного участника. Такая работа требует и другой квалификации, и другой инфраструктуры, и других возможностей. Мы пытаемся это делать. Приведу один пример, он далеко не единственный.

Все мы понимаем, насколько дети любят мультики с самых ранних лет. И многие взрослые сохраняют эту любовь. Почему бы не использовать такую возможность? У нас много разных мультфильмов, которые несут образовательный аспект. Мы проанализировали эту ситуацию, и взяли в качестве партнёров серию мультфильмов «Защитники», которые ориентируют детей в возрасте 8–12 лет на командное поведение, командную работу, освоение тех или иных пространств. И параллельно попробовали перевести героев фильма в реальное пространство. В августе на базе «Орлёнка» состоится пилотная смена, где 10 команд — победителей региональных этапов игры «Защитники» для детей в возрасте с 1-го по 4-й класс попробуют свои силы. А мы посмотрим, насколько эта новая реальность в контакте с детьми может быть освоена и станет полезна.

Наши образовательные организации имеют возможности варьировать свою программу, опираясь на современные федеральные государственные образовательные стандарты, примерные программы и собственные программы. Но есть серьёзные ограничения. Они не столько финансовые, сколько временные. У детей время расписано: каждый чем-то занят. А наша задача — увеличить охват дополнительным образованием на 75 процентов детей от 5 до 18 лет к 2020 году. Это значит, строго говоря, практически всех. Значит, на занятия в школах потребуется больше времени. Где тот резерв времени, который семья может использовать, чтобы ребёнок узнал что-то новое? Такой резерв крайне ограничен, и наши возможности лежат в сфере интеграции общеобразовательных программ, программ дополнительного образования и программ неформального образования.

Сейчас, развивая дополнительное образование, мы ищем формы систематизации инструментов неформального образования. Таких инструментов хватает, но они не в поле образовательных структур. И как только мы попытаемся их организовать, можем потерять самое главное — инициативу, творчество. Излишняя формализация может навредить. С другой стороны, без формальных историй, связанных в том числе с некоторыми разумными ограничениями, тоже не обойтись. Поэтому мы вырабатываем стратегию интеграции формального и неформального образования в качестве дополнительного. Скорее всего, неформальное образование — то, что мы называем просветительством, при этом понимая просветительство не только как возможность что-то услышать и увидеть, но и возможности детей действовать вместе с взрослыми или старшими сверстниками.

В Совет по дополнительному образованию при Министерстве образования и науки входят представители Министерства культуры, Министерства спорта и представители общественности. Мы ищем подходы, которые позволяют учитывать и новые возможности, и новые ограничения.

Олег ДУХОВНИЦКИЙ
Руководитель Федерального агентства связи

Наше агентство — учредитель четырёх вузов, четырёх колледжей и восьми филиалов. Вузы находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и в Новосибирске. А филиалы и колледжи — в Смоленске, Улан-Удэ и Хабаровске. Здесь обучается больше 35 тысяч студентов, поэтому сегодняшняя тема обсуждения нам очень важна.

Наши вузы готовят инженерно-технические кадры, потребность в которых сегодня, в эпоху цифровой экономики, достаточно высока. Несмотря на эту тенденцию, популяризация образования и науки в инженерной области, в частности, в инфокоммуникационном секторе, остаётся для нас и подведомственных вузов одной из важнейших задач.

Эффективными средствами такой популяризации считаем образовательные и просветительские проекты, реализуемые в традиционных электронных средствах массовой информации, а также на площадке музеев. Такие проекты целесообразно создавать с учётом современного восприятия молодёжью мира как многокомпонентной системы, в которой разные части контента могут быть привязаны к разным технологиям подачи материала, изложены разным языком, являясь при этом взаимоувязанными и обладать иерархической структурой, погружающей зрителя, слушателя, читателя в предмет изучения.

Таким образом, для нашей молодёжи актуально создание благоприятной среды для конвергенции образовательного, культурного и технологического кластеров в едином информационном пространстве. Остановлюсь на двух направлениях, на которых работают Федеральное агентство связи и подведомственная организация образования и культуры.

Первое — это проект Всероссийского студенческого медиапортала. Медиапортал является новой формой сетевого взаимодействия образовательных организаций в интересах воспитания личности с привлечением значимых общероссийских и региональных СМИ. Он обеспечивает усиление воспитательного потенциала медиаобразования в образовательных организациях, интегрируя интернет-вещание студенческого канала, радиостанций и новостного сайта. Представители студенческих СМИ объединены в общую распределённую редакцию.

Участие в проекте медиапортала позволяет студентам из разных вузов совместно создавать информационный контент, обмениваться и управлять им. Это вносит вклад в развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций, бизнес-сообщества и СМИ в целях воспитания и социализации молодёжи. Участие в проекте позволяет студентам расширить набор компетенций, пополнить их дополнительными актуальными составляющими. Студенческие коллективы в рамках деятельности медиапортала стимулируются на создание научно-популярного контента.

Базовым элементом проекта является научно-образовательный медиацентр, основанный в университете в 2013 году. Оснащённость его современным оборудованием предоставляет широкие возможности обучающимся в освоении технологий теле- и радиовещания, а специалисты, работающие с медиацентром, помогают студентам раскрывать свой творческий потенциал.

В медиацентрах реализуются несколько проектов, позволяющих освещать новости вуза и события из жизни студентов, а также поднимать и обсуждать научно-познавательные вопросы, рассказывать о музыке и кино. Один из проектов — открытый конкурс студенческих научно-популярных короткометражных фильмов, где студенты имеют возможность поделиться своими знаниями о науке и технике, воплотить их в фильме.

Центр проводит программы обмена опытом, в ходе которых студенты из разных регионов объединяются в творческие коллективы и совместно производят аудиовизуальный контент. Это, в свою очередь, позволяет укрепить межвузовские связи и обмениваться новыми знаниями.

Таким образом, в рамках реализации проекта «Медиапортал.РФ» реализуется концептуальный подход к формированию межвузовского студенческого медиасообщества, применяются на практике эффективные технологии образования и воспитания, основанные на интеграции различных медиаресурсов, повышении профессиональных навыков студентов и создании благоприятной среды для их совместного творчества.

Следующее направление работы — это просветительские проекты, реализуемые подведомственным Россвязи Центральным музеем связи имени Александра Степановича Попова. Музей немолодой, ему 140 лет, расположен он в Санкт-Петербурге. С учётом специфики технического музея просветительские проекты направлены на популяризацию науки, техники, отечественного высокотехнологического производства, а также на максимально объективное освещение вклада нашей страны в мировую историю науки и техники. Нам есть чем гордиться. Изобретение первого электрического телеграфа с кодированным сигналом, радио, запатентованная идея электронного телевидения — всё это заслуги наших соотечественников.

К сожалению, подчас легче доказать приоритет русских учёных и инженеров за рубежом, представив международному сообществу специалистов соответствующие источники, чем преодолеть скептическое и ироническое отношение некоторых наших соотечественников к российским и советским достижениям. К преодолению ложного мнения о традиционной технической отсталости России призвана как постоянная экспозиция музея, так и множество временных выставок, в том числе выездных.

В течение трёх последних лет музей представлял тематические экспозиции на ежегодной выставке «Связь-Экспокомм» в Москве. В 2015 году тема выставки — «150-летие Международного союза электросвязи». Основная цель — показать вклад России в историю мировых телекоммуникаций, в деятельность союза электросвязи. В 2016 году экспозиция была приурочена к 230-летию со дня рождения изобретателя электрического телеграфа Павла Львовича Шиллинга. А в этом году — 45-й годовщине цифрового ТВ. Тема экспозиции: «Телевидение — окно в мир».

Отмечу ещё несколько просветительских проектов музея, имеющих всероссийский масштаб. Ежегодно проводимые в музее в преддверии Дня радио (7 мая) научные чтения памяти Александра Степановича Попова, научно-практические семинары по истории почты и филателии способствуют объективному представлению широкой публике многих аспектов отечественной истории связи, формированию доказательной базы отечественного приоритета в ряде направлений науки и техники.

На борьбу с деформацией исторической памяти был направлен проект «Военные страницы истории». Проект длился шесть лет — с 2010 по 2016 год. Ежегодно в преддверии 9 Мая выпускалось по одному уникальному изданию.

Не буду озвучивать все предложения, которые мы представили, они есть в раздаточных материалах. Единственное — хотел бы попросить секретариат добавить ещё один пункт: восстановить подготовку инженеров инфокоммуникационных технологий и систем связи. Мы все прекрасно понимаем, что и современные, и традиционные средства массовой информации, и Интернет без инфраструктуры связи и специалистов работать не могут.

Олег НОВИКОВ
Президент издательской группы «Эксмо-АСТ», член правления Российского книжного союза

От имени нашего книжного союза хотел бы привлечь внимание к тем возможностям, которые даёт чтение книг в получении знаний и воспитании нравственного человека. Безусловно, книга — это уникальный инструмент, который лучше, чем что-либо, реализует образовательные возможности.

Сегодня много говорят о востребованности книги, о том, что молодёжь не читает или мало читает, что книга в бумажном формате умирает. На самом деле мы видим, что всё это не совсем так или даже совсем не так.

В качестве примера я бы хотел привести ту инициативу, с которой Министерство образования выступило в 2016 году. По федеральной целевой программе развития образования проведён пилотный проект. Его цель — создание современных информационно-библиотечных центров со свободным доступом к литературным произведениям. В проекте софинансирования приняли участие 22 региона, 1800 школ, 150 тысяч учеников.

В библиотеках школ установлена электронно-библиотечная система, открыт доступ к произведениям школьной программы, внеклассного чтения и произведениям современных российских авторов, формирующим чувства патриотизма и гордости за нашу страну. 250 тысяч востребованных книг за это время уже было реализовано. И если в первые недели в среднем школьники потребляли шесть-семь тысяч книг, то сейчас цифра уже на уровне 21–25 тысяч книг в неделю.

В основном регионы выбрали именно электронный формат чтения, потому что это значительно дешевле, чем закупка бумажных книг, хотя возможность была и та, и другая. И школьники реально этим пользуются, причём особенно активно — в регионах. В Удмуртской Республике — 35 тысяч книг, в Пермском крае — 30 тысяч, в Чеченской Республике — 24 тысячи книг. Эти данные свидетельствуют о том, что интерес к современной и классической литературе не утерян, школьники готовы и хотят читать. Есть смысл подумать о развитии этого проекта уже не на уровне пилотного, а на уровне постоянно действующей программы всех школ Российской Федерации.

Сегодня много говорят об электронных образовательных ресурсах, о тех возможностях, которые современные технологии дают процессу образования. Все российские издательства создали электронные версии учебников. Они находятся в открытом доступе. Создаются образовательные платформы, внедряются различные интерактивные формы обучения. Сегодня школьники более активно их используют, им это интересно, а вот учителя, к сожалению, пока не очень готовы быть проводниками новых технологий и использовать новые технологии для повышения качества образовательного процесса. Ключевой фактор — это готовность учителя работать с современными средствами образования, использовать то, чем активно пользуются школьники.

Надо обратить внимание на повышение качества подготовки учителей, на внедрение новых технологий в образовательный процесс. Работа в этом отношении ведётся, но, к сожалению, темпы подготовки учеников опережают темпы готовности учителей. По-моему, на это стоит обратить внимание.

Олег РОЖНОВ
Председатель Комитета по вопросам образования, культуры и туризма Московской областной думы

Важную роль в получении качественного образования играет сочетание и чередование учебной и внеурочной деятельности. К тому же Федеральный государственный стандарт позволяет вести эту деятельность и вне учебного заведения.

Для Московской области эта тема особенно актуальна, потому что у нас в регионе больше 6 тысяч объектов культурно-исторического наследия. И, наверное, самая большая сеть различных учреждений культуры. Особую ценность для образования, на мой взгляд, наряду с другими составляют музеи. В Московской области более 100 музеев. Большинство из них находятся в исторических усадьбах. И музеи через экскурсии, через «живые» уроки, викторины помогают лучше воспринимать материалы знаний, которые даются и по истории, и по литературе. Помогают привить любовь к родному краю. Задействуются в этих случаях все виды памяти ребёнка, что и даёт дополнительное преимущество.

Школьно-образовательный туризм в нашей области мы начали развивать 5 лет назад. Сейчас только из областного бюджета ежегодно выделяется 10 миллионов рублей на поездки организованных школьных групп и проведение занятий на базе музеев. Мы ориентируем на сотрудничество муниципальные образования и школы, и они строят работу по своим территориальным отличиям. Наработан ряд программ в самых разных форматах общения школы и музея. Это школьный урок в музее, урок-экскурсия «Поезд знаний», уроки в городах Подмосковья.

Отдельное направление работы — доступность музеев для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наши музеи ввели бесплатное экскурсионное обслуживание для детей-сирот. Знаю, что и в некоторых субъектах есть такая практика.

Хочу предложить Комитету по образованию и науке рассмотреть законодательную инициативу с тем, чтобы в закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внести пункт о бесплатном музейном посещении и музейном обслуживании. Чтобы это потом зависело не от доброй воли власти или директора музея, а чтобы это было в федеральном законе.

Метод большой вариативности работы касается не только музеев, но и библиотек. Года три назад мы начали перезагрузку библиотек, чтобы это были не просто пункты книговыдачи, а культурно-досуговые образовательные центры. И эта перезагрузка даёт свои плоды. Проводятся семинары, занятия, кружки. А библиотеки в Московской области — самая разветвлённая сеть, приближённая к местам проживания людей. Библиотеки активно организуют летнюю работу, и в парках, которых сейчас больше 80, открываются летние читальные залы. Есть даже всесезонные уличные библиотеки, которые пользуются большим спросом. Дети, подростки, гуляют в парке и читают книги. Я согласен, что печатная, бумажная книга, особенно добротно изданная, всегда привлекает внимание детей.

У нас достаточно успешно идёт акция «Российское кино — селу». Более 10 лет показываем бесплатные фильмы. По содержанию они просветительские, социальной направленности, познавательно-патриотические и исторические.

В телевидении у нас свой опыт. Канал «360» набирает популярность, в том числе за счёт интересных краеведческих познавательных программ. Например, «Четыре реки», которую ведёт Борис Бурда, пользуется большим успехом.

Что нужно сделать, чтобы на телевидении содержательные программы пользовались спросом? На наш взгляд, во-первых, подавать материалы увлекательно, во-вторых, приглашать в передачи узнаваемых для молодёжи людей. Когда герои передач рассказывают, как жизнь протекала в той или иной усадьбе, какие исторические события были на малой родине, это всегда интересует. Появились проекты на радио. Например, «Театр у микрофона». Её слушают многие и в разных районах области.

Я бы предложил в рекомендациях записать: регионам надо больше использовать научно-познавательные программы, с уклоном в краеведение. Очень интересно, что происходило когда-то в столицах, но не менее интересна история, которая творилась на малой родине. Знаю по себе — во время учёбы в школе история малой родины всегда вызывала огромный интерес.

О театре. Мы сделали проект «Театр в кинотеатре», который заработал в посёлке Селятино, люди из которого редко выезжают даже в наш московский губернский театр. Вместе с телеканалом «360» мы сделали трансляцию постановки Сергея Безрукова «Исповедь хулигана». Транслировали в прямом эфире прямо на экран кинотеатра. Люди, что называется, в шаговой доступности получили возможность увидеть не запись, а живую постановку. Это очень впечатлило. Такие театральные проекты тоже нужно развивать.

Вадим ВАНЬКОВ
Советник министра культуры Российской Федерации

Масштабный проект, единый интернет-портал «Культура.РФ», наверное, не очень активно используется в образовательном процессе. На протяжении последних лет мы активно развиваем этот интернет-ресурс. Таким образом, выполняется важная культурная и социальная функция — обеспечивается доступ к знаниям, информации, культурным объектам и ценностям. Однако мало создать ресурс. Главное, чтобы он был популярным, интересным, и ещё важно, чтобы информация была актуальной.

Для нас важны показатели посещаемости. В прошлом году портал посетило более 6 миллионов человек, количество подписчиков в наших группах в соцсетях превышает 600 тысяч и ежемесячно увеличивается.

На портале 9 разделов: музыка, кино, архитектура, лекции и так далее. Например, в разделе «Кино» в режиме онлайн можно посмотреть более 1000 отечественных фильмов, в том числе подборку для школьников. Желающие могут не только посмотреть фильмы, но и проверить свои знания отечественного кинематографа.

Более 3000 музеев представлено в разделе «Музеи», и что самое важное, 246 музеев можно посетить в виртуальном режиме. Программа виртуальных музеев Министерства культуры стартовала в 2014 году и при поддержке Минкульта создано 87 таких музеев. Используем все самые современные технологии. Поэтому сейчас нет никаких проблем оказаться, например, в Пушкинском музее. Для этого достаточно иметь мобильное устройство или домашний компьютер, и вы можете пройтись с профессиональными гидами по его залам.

Эти технологии в первую очередь используют дети, молодёжь. Для них это новая форма подачи информации в понятном режиме. В информативном плане, в моральном, это, конечно, намного ценнее приложения, с помощью которого в музеях или в храмах ищут покемонов... Наши программы — разумная альтернатива использования современных технологий, что называется, в мирных целях.

750 лекций о классике русской литературы можно скачать и посмотреть бесплатно. Произведения архитектуры, обычаи, традиции... У нас на портале — самый крупный электронный каталог нематериального культурного наследия. Во всех регионах собирается информация о ремёслах, промыслах, старинных праздниках. Каждый для себя найдёт на портале «Культура.РФ» интересное. Предлагаем использовать материалы нашего портала для продвижения русского языка и культуры для соотечественников за рубежом. Примером тому служит наша программа трансляций из Третьяковской галереи «Ваш ХХ век». В Третьяковке около 100 мест, где можно послушать лекции, концерты, спектакли. Наши онлайн-трансляции одновременно смотрят 500 тысяч человек. Это достаточно большая аудитория. Таким образом, современные технологии открывают возможности не только жителям двух культурных столиц посетить учреждение культуры, но и всем гражданам нашей страны, зарубежным зрителям.

До конца лета на портале «Культура.РФ» будет создана афиша проведения онлайн-трансляций из учреждений культуры, и каждый пользователь может посетить их в виртуальном режиме.

Вадим ДЁМИН
Академик-секретарь Отделения образования и культуры Российской академии образования

Наша страна стремительно и качественно превращается из читающей в глазеющую. Это тоже способ получения информации, думаю, за ним будущее. Тем более что нам с энтузиазмом рассказывают о проектах приобщения всех, кто не может быть приобщён в других условиях, к просмотру по смартфону.

Превратив культуру и искусство в услугу, как и образование, трудно ожидать, что на этом поприще будут серьёзные открытия в этих сферах, как бы широко мы ни распространяли то, что уже было создано или создаётся в настоящее время.

Поэтому я хотел бы поговорить как человек, который получил образование и провёл свою жизнь в той сфере, которая начинается там, где кончаются стандарты. Это культура и искусство. И я счастливый человек, что я смог многое для себя почерпнуть в непосредственном контакте с тем, что люди делают в сфере культуры.

Верно, при протяжённости нашей страны большинство людей никогда не побывает в Третьяковской галерее. И хорошо бы показать, чем располагает галерея, тем, кто живёт далеко и лишён возможности побывать в Москве. Но высшее соприкосновение с искусством всё-таки начинается тогда, когда перед картиной мастера вы стоите один на один и стараетесь постигнуть то, что художник нарисовал. Или когда вы сидите в Большом зале Московской консерватории и слушаете музыкантов, которые перед вами стараются поделиться тем, что у них на душе. Наше дело душевное. Не случайно психология в своё время называлась «душесловие».

Есть образование в нашем жизненном пути, самое великое из всех образований в мире — это учительство. Мы с вами обладаем этим талантом, если мы нормальные люди. Почему же в педагогические вузы поступают те, кто никуда больше не может поступить? Почему мы отбираем в космос по таланту, в искусство по таланту, а не отбираем по таланту только в учителя? Это же профессия, которая одна из немногих в мире имеет право называть с большой буквы: Учитель.

Я не говорю про то, как учат в педагогических вузах, но отбирать-то по таланту в учительские институты может страна себе позволить? Тем более используя сейчас все возможности, которые дают средства массовых коммуникаций. И мне кажется, что надо в этом отношении нашим законодателям, Комитету по образованию и науке сказать тем, кто занимается образованием, что надо подумать о государственной, я подчёркиваю, государственной системе отбора талантов учительства.

Древние правильно говорили: кто умеет — тот делает. Потом Бернард Шоу добавил: кто не умеет, тот других учит это делать. А в нынешнее время добавилась ещё одна: кто не умеет ни первого, ни второго, тот пишет учебники. Извините, если я обидел кого-то из вас... Я прожил длинную жизнь, счастливый человек, я был во всех субъектах Российской Федерации, видел, как живут и трудятся люди. Красивых мест много, но главное — люди.

Проводили мы мероприятие в Дудинке и ехали потом в Норильск. Я вижу: садится солнце над Дудинкой, доходит до горизонта, останавливается на секунду и потом снова всходит. Начинается новый день. Незаходящее солнце есть в нашей стране. Вот я и желаю каждому, чтобы в вашей душе всегда светило незаходящее солнце.

Наталья БАРЫШНИКОВА
Председатель постоянной комиссии по культуре и туризму Законодательной Думы Томской области

В последнее время на разных уровнях очень часто говорят о проблемах молодёжи. Я назову только некоторые, не вдаваясь в подробности. Употребление алкоголя, курение, наркомания, бытовые преступления.

Все эти негативные явления говорят о том, что у значительной части молодёжи потеряны нравственные ориентиры. Одна из признанных причин потери ориентиров — это неблагоприятная информационная среда. Компьютерные игры, Интернет, фильмы и телепрограммы формируют во многом их жизненные ценности. Современное телевидение наносит существенный вред психическому здоровью ребёнка и формирует личность, далёкую от морали и нравственности.

Противостоять неблагоприятной информационной среде сможет творчески, интересно организованный досуг детей и подростков. Необходимо учитывать, что, несмотря на переход лидирующих позиций к Интернету, просмотр теле- и кинофильмов всё ещё во многом формирует представление детей и молодёжи об образе жизни и доминирующих ценностях. В данном случае не надо изобретать колесо, оно давно изобретено, и нужно им правильно пользоваться.

Этот ресурс надо использовать по нескольким направлениям. Первое — через зрительное восприятие литературно-художественных произведений, школьной программы. Использовать лучшие фильмы в учебных целях, особенно наше советское наследие — фильмотеки 1960-х — 1970-х годов.

Второе. Создавать киноклубы в школах, музеях, кинотеатрах — с последующим обсуждением. Примеры такие есть, эффект потрясающий. У нас в области киноклубы работают в нескольких школах, в том числе в деревенских. Для сельских ребятишек, где возможности организации досуга детей и подростков хуже, чем у городских школьников, киноклубы — это лучшее, что сегодня можно предложить из имеющихся средств с минимальными затратами. Конечно, нацеленность должна быть на нравственное, воспитательное, художественное наполнение киноматериалов.

Третье направление. Показ просветительских роликов перед фильмом о здоровом образе жизни, о спорте, о безопасности дорожного движения. В нашей области Департамент здравоохранения уже подал заявку на показ в кинотеатрах просветительских видеороликов.

О проблемах. Сложность реализации высказанных предложений в том, что в образовательных учреждениях не может быть организован легальный официальный показ. Существуют ограничения — авторские права и сложности в договорной работе с авторами. Поэтому есть предложение рассмотреть внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» в части свободного использования аудиовизуальных произведений в целях образования и воспитания.

В этой связи есть предложение разработать систему поддержки и сопровождения правового оформления создания и показа фильмов, созданных различными организациями, и предусмотреть возможность господдержки. Безусловно, должен быть контроль за содержанием всех произведений.

Марина МЕРКУЛОВА
Главный редактор Московского образовательного интернет-телеканала

Расскажу о проекте, созданном полтора года назад по инициативе Департамента образования Москвы. Это интернет-телеканал «Московский образовательный». Он доступен для просмотра круглосуточно на сайте mosobr.tv.

В XXI веке учитель не является только источником знаний, нужно это признать. Скорее, он сегодня — проводник в мир знаний, который разлит вокруг любого школьника. И учитель, прежде всего, формирует компетенции, учит использовать информацию, которая доступна даже самостоятельно. И вот в этой связи очень часто родители не понимают, что происходит сегодня в школе. Наши родители, вспомним собственный опыт, понимали, как нас учили. Школа ХХ века практически не менялась на протяжении долгих лет по своему формату. Но сегодня совершенно другая история. Родители не всегда понимают, как и чему учат их детей, и это непонимание рождает недоверие.

Кто сегодня должен выстроить диалог между школой и обществом? Кто должен донести до родителей, что происходит в школе? На наш взгляд, прежде всего, это задача средств массовой информации.

Мы с вами знаем, что, к сожалению, центральные телеканалы сегодня неохотно дают эфирное время проектам образовательной и культурной тематики. Если, конечно, это не скандальные темы, не горячие, жареные факты, а просто логика позитивных изменений.

И вот здесь создание телеканала «Московский образовательный» преследовало главную цель — диалог школы и общества. Это новый способ коммуникации, возможность объяснить, что происходит в образовании, в нашем случае, в московском образовании. Мы помним телеканал «Российские университеты», который существовал четверть века назад. Основным контентом этого телеканала были программы просветительского формата и уроки от педагогов-новаторов, уроки-примеры. Разрабатывая концепцию нашего Московского образовательного телеканала, мы включили образовательные программы, новые уроки, мастер-классы, прикладные советы по использованию новейших технологий.

И все-таки главное не это. Главное — это выстраивание диалога и объяснение, что происходит. Три принципа, на которых базируется сегодня московская модель образования: открытость, доступность и высокое качество. Мы показываем учителей, которые приезжают на обучение из регионов, из других стран мира в московскую систему образования. Показываем все мероприятия, которые идут в открытом формате: селекторные совещания Департамента образования, родительские онлайн-собрания, прямые линии с руководителями департамента.

Телеканал «Московский образовательный» — не традиционный канал. Сегодня эфирные телеканалы смотрит традиционным способом по телевизору 36 процентов населения страны. Но наш канал и не интернет-портал, не сайт, потому что сегодня также традиционные интернет-порталы служат прежде всего хранилищами информации. «Московский образовательный» — новый медиапроект, который доступен на экране любого мобильного устройства, и где пользователи являются также и поставщиками контента.

Часть контента создаётся детьми, школьниками. В Москве более 100 школьных телевизионных студий, в них занимается более двух тысяч человек. И мы за полтора года существования телеканала показали более 10 тысяч сюжетов школьных студий телевидения.

Сегодня в запуске новое мобильное приложение, так называемый «Школьный корреспондент», который любой школьник может установить на своё мобильное устройство, снять репортаж, сюжет, зарисовку к какому-то событию и отправить его нам.

Я на телевидении работаю 15 лет, но по своему первому базовому образованию — учитель русского языка и литературы. Три года работала в школе по распределению, потом — университет, диссертация. И когда я себя спрашивала, почему выбрала профессию учителя, то возникали в памяти кадры советских фильмов. «Доживём до понедельника», «Весна на Заречной улице», «Большая перемена». Да, медиасреда когда-то воздействовала на мою душу, и я выбрала профессию учителя. Сегодня, к сожалению, образ школы средствами массовой информации не формируется, нет должного уважения к педагогу, нет возможности узнать с экрана о профессии учителя. А ведь учитель — не тот, кто учит, а тот, у кого хотят учиться. Школа должна быть местом, куда ребёнку хочется ходить. Поэтому наше главное предложение: закрепить на законодательном уровне на центральных телеканалах определённую долю эфирного времени для образовательных и культурных проектов.

Ирина ДИМОВА
Первый заместитель главного редактора «Учительской газеты»

Хочу поговорить о социокультурном проекте под названием «Всероссийский конкурс «Учитель года». Именно «Учительская газета» стояла у истоков конкурса. Рождению его способствовал главный редактор «Учительской газеты» Геннадий Николаевич Селезнёв, позднее председатель Государственной Думы второго и третьего созывов. И огромное ему спасибо.

«Учитель года» — единственный профессиональный конкурс, который проходит во всех субъектах Федерации. Он принят всеми уровнями власти и педагогическим сообществом. Конкурс дал очень мощное движение и практически превратился в живую современную систему повышения квалификации. В какой-то мере конкурс стал задавать вектор развития российского образования, потому что его стратегия, миссия заключается в поиске, в поддержке и признании наиболее талантливых и ярких педагогов — лидеров, которые могут передать опыт, задавать новую планку в образовании.

Кроме того, «Учитель года» — единственный конкурс, победителей которого приветствуют на самом высоком уровне, первые лица государства. С 2000 года президент Владимир Владимирович Путин вручает главный приз «Хрустальный пеликан», встречается с лауреатами, проводит с ними содержательные беседы по очень важным образовательным проблемам.

Мне кажется, что богатый потенциал профессионального конкурса «Учитель года» не в полной мере используется и учреждениями культуры, и многими другими организациями, не говоря уже о телевидении. Трудно представить себе, что в передаче «Пока все дома» пришли в гости к учителю или передачу, где мы бы воспевали и восхищались учителями-звёздами. Поэтому мы не стали ждать, пока телевидение, наконец, обратит внимание на замечательную звёздную галерею наших талантливых учителей, и с 2009 года федеральный этап конкурса вышел в Интернет. С тех пор онлайн-трансляция всех конкурсных испытаний, доступ к видеотрансляции через сайт стали его обязательной частью. И отмечу, что количество просмотров неуклонно растёт.

Конечно, 8 лет назад и трансляции мало кто умел проводить, и серверов не было специальных, сейчас это стало реальностью интернет-вещания. Не меньшую важность имеет размещение видеозаписи всех конкурсных испытаний на сайте конкурса. Сейчас он, по сути, является огромной видеотекой самого передового учительского опыта.

Сейчас на сайте конкурса размещено более 1300 видеозаписей, а общее количество просмотров за май 2017 года составляет 1 миллион 345 тысяч. Это значит, что каждый конкурсный урок, каждое конкурсное испытание, мастер-класс, другие образовательные проекты смотрит около тысячи человек.

Учредители конкурса поставили перед собой в 2009 году цель: обеспечить возможность прикоснуться к самым лучшим образцам труда российского учителя всем желающим. И эта цель достигнута. И всё же явно не хватает трансляции и сохранения видеозаписи из регионов. Пока что региональные конкурсы не транслируют весь процесс проведения регионального этапа. Но здесь мы задаём планку, которую нам предстоит взять.

Нам есть над чем работать, чтобы раскрыть богатейший потенциал профессиональных конкурсов как ресурсов развития отечественного образования. Думаю, мы вместе будем решать этот вопрос. Надо, чтобы телевидение обратилось к золотому фонду нашего учительства, чтобы 5 октября, в Международный день учителя, шла трансляция праздника на федеральном канале.

Юрий НИКИФОРОВ
Начальник Научного отдела Российского военно-исторического общества

Российское военно-историческое общество создано в соответствии с указом Президента Российской Федерации несколько лет назад, и в соответствии со своими уставными целями ведёт работу по военно-патриотическому просвещению граждан Российской Федерации, особым образом, естественно, молодёжи.

Основные проекты Российского военно-исторического общества, которые имеют прямое отношение к теме нашего сегодняшнего заседания, это образовательные проекты, связанные прежде всего с организацией и проведением военно-исторических лагерей. В этом году мы планируем провести семнадцать военно-исторических лагерей в разных регионах России. Главным станет Бородинский лагерь, который организуется при поддержке и участии Бородинского музея.

10 тысяч детей будут заниматься в лагерях по военно-патриотическим и образовательным программам. Кроме командных спортивных соревнований, будут занятия по военно-прикладным дисциплинам, по истории. В этих мероприятиях принимают участие Герои России, космонавты. Ещё мы организуем экскурсии по местам боевой славы.

Важный проект — «Артек». В этом году организуем тематическую смену. Мы её назвали Детский форум Российского военно-исторического общества «Артек — музейное пространство». Около 250 детей из разных регионов России, воспитанники школьных музеев, юные экскурсоводы, члены клубов исторической реконструкции, буду принимать участие в этой смене.

Наш проект «Дороги Победы» — бесплатные автобусные экскурсии при поддержке Министерства культуры. За два с половиной года по музеям России и местам боевой славы путешествовало около 400 тысяч детей из более чем 900 учебных заведений. Такие поездки позволяли детям многое узнать об интересном объекте культурного и исторического наследия, который находится нередко далеко от места их проживания. В этой программе участвуют 30 регионов России.

Наше общество подготовило учебное пособие «Военная история России». Понятно, что оно не используется как учебник в школе, но мы понимаем, что в дополнительном образовании, в качестве пособия для внеклассной работы, это хорошая книга для чтения.

Ещё одно важное направление деятельности экспертов Российского военно-исторического общества — консультирование художественных и документальных фильмов. При нашей поддержке или с нашим участием на экраны вышло более 200 документальных фильмов.

Многие посетили в Манеже выставки «Помни, мир спас советский солдат», «Война и мифы». В девяти регионах России были эти выставки. А всего общество сделало более 300 выставок, и их посетило за эти несколько лет 4,5 миллиона человек.

Теперь о проблемах. Уважение к истории, уважение к предкам, подразумевает уважение к фактам. Я был на весьма представительном заседании, где высокопоставленный чиновник, выйдя на трибуну, напомнил: под Ржевом погибло 2 миллиона советских солдат. Он увеличил наши потери в пять раз. Откуда взял эти цифры, не знаю. А ведь можно было заранее проконсультироваться с Российским военно-историческим обществом, чтобы не выглядеть, мягко говоря, некомпетентным. И это не единичный случай, поэтому я о нём и говорю.

Используйте, пожалуйста, наши возможности, приглашайте нас к реализации своих проектов. Особенно когда понадобится военная или научно-историческая экспертиза. Региональное отделение существует практически в каждом субъекте Российской Федерации. Есть у нас федеральный портал «История.РФ», где представлены наши эксперты. И портал «Культура.РФ», о котором рассказывал Вадим Валерьевич Ваньков, тоже нужно использовать.

Сергей ЦЫМБАЛЕНКО
Президент Творческого объединения ЮНПРЕСС

Средства информации и коммуникации не только информируют людей, но и влияют на их восприятие мира. Меняются средства информации и коммуникации — меняется человек.

Хочу обратить внимание на самодеятельные средства информации и коммуникации, которые выпускают дети и подростки. В 1990 году мы собрали в «Артеке» редакторов самодеятельных детских изданий, и эти издания приняли масштаб национального движения. Нас поддержала «Учительская газета» и дала страницу старшеклассников «Эпицентр». По инициативе Татьяны Веденеевой, ведущей утреннего телеканала, появилась рубрика «Школьные новости», которую делали дети.

Почему поддерживали это начинание? Потому что люди понимали: каждая заметка, каждый сюжет — это послание детей нам, взрослым, и эти послания очень важны. Учёные установили, что такое творчество детей — проект преобразования действительности. Такой, какой они хотят её видеть.

Новая волна детского творчества в телекоммуникациях связана с доступностью Интернета и цифровых технологий. 96 процентов школьников, независимо от места проживания, даже в самых небольших сёлах, повседневно пользуются Интернетом. Хочется разрушить миф о том, что из-за этого сокращается общение. Мы проводим исследования и выясняем, что общение, наоборот, возрастает. Общение с друзьями выходит на первое место и как занятие досугом, и как одно из главных средств получения значимой для ребят информации.

Возрастает коллективизм. У ребят появилась потребность добывать знания, обсуждать события, принимать решения сообща, в коллективе. Это становление новой формации, которая движется к созданию коллективного интеллекта. Просто это изменение проходит незамеченным. Чтобы поддержать начинания детей, мы создали портал «ЮНПРЕСС», где более 30 разделов и сайтов. Ребята имеют возможность высказываться, а мы пытаемся координировать потоки, чтобы создавалось информационное пространство с позитивным контентом.

Но есть проблема: юные журналисты бесправны и беззащитны, потому что закон «О печати» распространяется на журналистов с 18 лет. Чтобы снять эту проблему, вместе с детьми и педагогами разработали своеобразный закон о средствах информации и печати, которые выпускаются самими детьми. Теперь хотим передать их в Комитет по образованию, чтобы вы помогли дать жизнь этому документу.

Конечно, все это происходит на энтузиазме. Сотни тысяч детей создают позитивную информацию, очень важную для сверстников и взрослых. При государственной поддержке в ряды юнкоров могли бы влиться миллионы. Наши общественные организации готовы заключать контракты с министерствами образования, связи, культуры, чтобы работа с юными журналистами стала государственным заказом.

В этом году кинорежиссёр Владимир Грамматиков получил президентскую премию за произведения для детей и юношества. Президент особо отметил его работу с юными кинематографистами. Уже более 12 лет по инициативе Грамматикова проходит форум «Бумеранг», который объединяет более 30 региональных фестивалей и приводит к детям профессиональных, уважаемых кинематографистов. Они проводят мастер-классы, помогают детям создавать кинопродукцию. Даже одна встреча с такими людьми меняет мировоззрение детей, они становятся другими.

И самое важное. Все детские проекты, связанные с информацией и коммуникацией, сами развиваются, нет необходимости, чтобы кто-то ими руководил. И такая самостоятельность — огромнейший потенциал для образования и социализации.

Виталий СОЛДАТОВ
Директор Медновской санаторной школы-интерната Тверской области

Я буду говорить о киновоспитании в массовом коллективе образовательного учреждения. И прежде чем говорить о предпосылках, которые подвигли нас к занятию киновоспитанием, мне хотелось бы обозначить проблемы, с которыми мы столкнулись как педагоги. Готов подписаться под теми словами, которые произнесла Наталья Геннадьевна Барышникова из Томской области — о сложности информационной среды, в которой воспитываются наши дети. Для этой среды характерно отторжение книги, примитивизация языка, сужение кругозора, нежелание заниматься деятельностью, которая требует приложения усилий. Подавляющее большинство российских школьников не смотрят российского кино, им не знакомо богатое кинонаследие нашей страны. Доминирование голливудских кинообразцов разрушает каноны и восприятие киноискусства, оно скатывается к примитивизации, торжеству агрессии, пошлости, попиранию традиционных норм и ценностей. Клиповое мышление в свою очередь отключает мотивацию детей к просмотру отечественных кинокартин, где есть длинный кадр, где есть умные диалоги, духовно-нравственное ядро.

В результате произошёл отрыв уже нескольких поколений подряд от отечественного кинонаследия. Близка точка невозврата, ибо в школе сегодня учатся дети, родителям которых отечественное кинонаследие также незнакомо.

Можно сказать, что тверская земля по праву считается родиной киновоспитания, ибо здесь 60 лет назад была заложена тверская, или калининская, модель кинообразования. Её автор — профессор Олег Баранов, под руководством которого действует рабочая группа при министерстве образования Тверской области. Реализуя эту модель в новых социальных условиях, мы убедились, что даже за один год систематической работы по киновоспитанию дети начинают охотно смотреть и обсуждать отечественное кинонаследие, встраиваясь при этом в общекультурное российское поле со всей его преемственностью поколений.

Дети формируют свой жизненный опыт — и это очень важно — на лучших образцах сценарного, операторского, режиссёрского, драматургического, музыкального мастерства, с которыми они в иной ситуации вряд ли бы соприкоснулись. Дети учатся самостоятельно выражать сложность замыслов, заложенных в кинокартине, устно и на бумаге — в виде письменных отзывов. Дети учатся воспринимать кино как законченное кинопроизведение, у которого есть своя логика и ткань, свои изобразительные решения. Это всё педагог им приоткрывает, дети учатся смотреть кино коллективно, слушать друг друга, выражать свои чувства и впечатления словом, проходит важный этап социализации, дети проходят этап социально-психологической и эмоциональной реабилитации или даже коррекции, как индивидуально, так и коллективно.

Итак, минимальный цикл киновоспитательной работы, которая возможна в любом образовательном учреждении — это школьный кинозал, проект «100 лучших отечественных фильмов» на уровне классных коллективов, использование экранизации литературных произведений на уроках литературы и иностранного языка, деятельность рабочей группы кинопедагогов по разработке методических рекомендаций, методические семинары для педагогического коллектива. При дальнейшем развитии системы возможна реализация краткосрочных и долгосрочных проектов по объединению кино и книги, по реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, средствами киноискусства.

Мы сотрудничаем с творческим объединением «ЮНПРЕСС», с медийным объединением «Бумеранг». Наши дети бывают в «Артеке», в «Орлёнке» благодаря этому сотрудничеству.

На систематическом уровне киновоспитание в Тверской области реализуется пока в двух пилотных учреждениях: гимназии города Тверь и в школе-интернате, которую я представляю. Здесь киновоспитанию в сложившейся модели подчинено всё образовательное пространство.

Проблемы. В учебном плане образовательного учреждения невероятно трудно найти место для уроков по киновоспитанию. Ведь в каждой школе есть свои текущие дела. Очень большая проблема — подготовка кадров. Молодые педагоги тоже не знают кинонаследие, не знают, о чем говорить, как подступиться к материалу. Нужны обучающие семинары, научно-практические конференции. Нет методических комплектов по кинопроизведению, пока их приходится разрабатывать самим.

Список «100 лучших фильмов» необходимо доработать для начальной школы и основной школы. Если не ограничиваться этим списком, тогда сразу встанет вопрос отбора лент, а это очень сложно. Эффективная работа по киновоспитанию школьника возможна при объединении усилий деятелей образования и деятелей культуры и искусства на федеральном уровне.

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Чук и Гек», «Внимание, черепаха!». Это фильмы, которые в других условиях наши дети из обычных сёл и деревень вряд ли бы посмотрели. А теперь дети знают эти ленты, спрашивают, когда будем ещё смотреть. Киновоспитание — это реально.

Людмила РЕДЬКО
Ректор Ставропольского педагогического института, депутат думы Ставропольского края

Сегодня поднимаются вопросы, которые, судя по формулировкам, более чем важны для каждого, кто работает в законодательных собраниях. В противном случае здесь вообще скоро можно будет оставлять только Комитет по образованию, потому что всё остальное, если не будет образования, исчезнет само собой.

У нас в Северо-Кавказском округе, да и в Южном федеральном округе остался один вуз, у которого в названии есть слово «педагогический». Все остальные стали какими угодно гуманитарными. Сегодня мы видим, что и победы, и поражения любая власть сначала одерживает в головах людей. У кого, так сказать, в руках эти головы, когда формируется личность и её мировоззренческие позиции? В руках учителей. Можно ли сегодня мириться с тем, что учителем может стать кто угодно? Достаточно курсы пройти, и он уже учитель, если у него в базе высшее образование. Сегодня ставится вопрос о том, чтобы и с судимостью можно было допускать в школу.

Наш вуз устоял в процессе реформы только потому, что у нас были пилотные проекты. Мы настаивали на том, что учителя надо готовить обязательно через среднее профессиональное образование, потому что там серьёзная база практики. Лучшие должны идти на верхний уровень и за короткое время получать высшее образование. И уж совсем талантливые должны идти на бюджет, чтобы защищать диссертации. Учителя надо готовить как музыканта, тогда его будут слушать. Христос был не строителем, не менеджером, не экономистом, не юристом, он был учителем. И учил чему? Как жить среди людей, чтобы тебя не съели люди, и у тебя не возникло желания съесть людей.

Мы говорим о том, что технологии сегодня такие, что никто не знает, что с нашим ребёнком будет завтра. Токсичность общества сегодня потому и очевидна, что она, как радиация, влияет на наших детей, и никто пощупать её не может. Но кто распространяет эту радиацию? У кого в руках этот инструмент? Только у средств массовой информации. Потому что если тебя нет в Интернете, и если о чем-то не сообщили в Интернете, значит, этого не было вообще. И это знают наши дети. Мне представляется, что пока у нас так работает телевидение и средства массовой информации, учитель ничего не сделает.

Говорят, что законодатель не должен руководствоваться истиной, он должен руководствоваться целесообразностью. Целесообразность толкает на очень многие решения, которые трудно объяснить, но нам нужно менять отношение к педагогическому образованию. Нам нужно менять формы мониторинга качества подготовки учителей. Нам нужна структура, и пусть это будет Государственная Дума или ещё какая-то другая, которая скоординирует усилия всех тех, кто сегодня до меня стоял на этой трибуне.

Вячеслав НИКОНОВ

Искренне благодарю всех, кто принял участие в наших слушаниях, кто внёс предложения, кто высказал своё мнение. Я ещё раз после этих слушаний убедился, что у нас есть хорошая база, и мы здесь работаем далеко не на голом месте. Есть много препятствий, но много уже и сделано. Есть большое количество действительно хороших информационных продуктов, которые надо системно вводить в образовательный процесс.

Да, очень важна система подготовки педагогов, нет вопросов. Я думаю, мы в значительной степени способствовали тому, что эта система сохранена и будет развиваться. У предыдущего руководства Министерства образования и науки была концепция ликвидации педагогического образования как ненужного. Учителей будут готовить университеты, об этом заявлял, в том числе на наших слушаниях, бывший министр образования и науки.

Нынешнее руководство министерства не придерживается этой концепции. Педагогические вузы будут сохраняться. Более того, в последний год количество абитуриентов, поступивших в педагогические вузы, в масштабах всей страны значительно выросло. То есть наблюдается положительная динамика.

Второе. Контроль контента центральных каналов и насыщения его образовательными продуктами. Мне представляется, что это тупиковый путь. Во-первых, потому что центральные каналы делают не только вредные дела, но и полезные. Во-вторых, когда мы говорим о работе с детьми, Первый и Второй каналы не играют большой роли, потому что не смотрят их дети. И содержание того, что там показывают, ориентировано не на детей. Я не думаю, что каналы можно как-то переориентировать или молодёжь заставить их смотреть, если там появятся образовательные программы.

Есть такие программы на канале «Культура». Очень хорошие программы. Вот их и нужно использовать в образовательном процессе. Здесь о канале «Культура», кстати, никто не говорил. Конечно, есть претензии к тому, что и как там показывают, но никто ещё не отменял у нас и свободу средств массовой информации.

Что, на мой взгляд, действительно нужно делать. Первый пункт проекта наших рекомендаций Правительству Российской Федерации — организовать координацию образовательной и просветительской деятельности детей и молодёжи. Её пока просто нет.

Министерство образования и науки понимает это и говорит, что разрабатывает стратегию. Министерство разрабатывает много разных стратегий, и хотелось бы, чтобы оно придало некоторое ускорение этой работе.

Второй пункт: рекомендации Правительству Российской Федерации обеспечить поддержку инициативам образовательных организаций в части создания и реализации проектов для молодёжи на основе более тесного сотрудничества и взаимодействия органов массовой информации, организаций культуры, кино, телевидения с образовательными организациями.

Целый ряд рекомендаций носит более частный характер и адресован отдельным министерствам и ведомствам. В том числе есть рекомендации в адрес средств массовой информации в русле того, о чём мы сегодня говорили. Очень важно организовать постоянно действующую систему повышения квалификации и сотрудников СМИ и педагогических работников, чтобы расширять их знания о современных возможностях системы образования и науки.

Хочу надеяться, что нашими совместными усилиями мы сможем сделать так, что новейшие образовательные, телекоммуникационные, интернет-технологии будут по максимуму использованы, чтобы воспитывать из наших детей полноценных, высокообразованных, грамотных граждан нашей страны.

На парламентский слушаниях выступили также Т. Плетнёва, председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей; О. Филонова, и. о. начальника Управления сотрудничества в сфере образования и науки Россотрудничества; М. Ракова, генеральный директор Фонда новых форм развития образования; Д. Кравченко, главный редактор и издатель журнала «EDexpert. Эффективные решения в образовании»; А. Лосина, председатель комитета Саратовской областной Думы по культуре; А. Богданцев, начальник сектора по развитию дополнительного образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга; Г. Кудинов — руководитель проекта «Создание единого открытого цифрового образовательного пространства Ростовской области»; Е. Канигина — директор Самарской областной детской библиотеки.

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru