Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№9, Сентябрь 2019

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Круглый стол
Здоровье школьника и закон

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Вероника КРАШЕНИННИКОВА
Россия и Европа: XVI век или XXI?

ПОВЕСТКА ДНЯ

Сергей ЛУЦЕНКО
Будущее начинается сегодня

АКЦЕНТ

Obserwator Polityczny
Один месяц из жизни Польши

КОНТЕКСТ

Владимир РАЗУВАЕВ
Государственные перевороты в политике

ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА

Александр НЕКЛЕССА
Живой огонь

ДАЛЁКОЕ И БЛИЗКОЕ

Вячеслав СУХНЕВ
Пролив Измены

ДИСКУССИЯ

Виктор ШАХОВСКИЙ
Принуждение к добру

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Документы
Молчание Европы

КРУГ ЧТЕНИЯ

Д. В. Климов
История народа, которую пытались забыть

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Геннадий ОНИЩЕНКО

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке

Тема круглого стола — «Формирование комплекса законодательных изменений, обеспечивающих условия для сохранения здоровья школьников». Немножко пессимистическое название «сохранять здоровье», наоборот, его надо укреплять и развивать. Но мы решили нашу работу начать с низкого старта, с тем чтобы в результате обсуждения поменять название.

У нас есть политическая задача, которая сформулирована в Послании президента и состоит она в том, чтобы к 2024 году выйти на показатель 67 лет здорового долголетия. А в более отдалённой перспективе — на 80 лет активного долголетия наших граждан.

Понятно, что здоровье детей — это тема не только сегодняшнего дня, а разговор о нашем будущем. О том, чтó мы должны сделать, чтобы наши шестнадцать миллионов школьников были здоровыми. Если вспомнить обо всех детях, от колыбели до 17 лет, то их примерно 26–30 миллионов. А в стране сегодня 146 миллионов граждан, из которых 46 миллионов — люди старше 55 лет. То есть мы, как бы находясь между двумя полюсами, будем решать и стратегические, и тактические задачи.

С докладом выступит Анна Сергеевна Седова — заместитель директора Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков. На протяжении многих лет это головное учреждение, которое системно изучает все аспекты сбережения здоровья наших детей от материально-технической базы учреждений до организации питания. То есть изучает всё, что является важными составляющими в формировании здоровья наших детей, режимами обучения. Институту гигиены и охраны здоровья детей нередко приходится активно отстаивать позицию здравоохранения в споре с педагогическим сообществом. Этот спор между медиками и педагогами у нас хрестоматийный. Он базируется на том, что огромная нагрузка, которая ложится в результате образовательного процесса на наших детей, конечно же, должна быть синхронизирована с их физическими, интеллектуальными возможностями. Чтобы они максимально эффективно усваивали образовательные программы, которые с каждым годом усложняются.

Безусловно, мы затронем и такие очень опасные, но устранимые проблемы, которые связаны, к сожалению, с вредными привычками в виде курения и определённой алкоголизацией общества. Но самое главное — нужно сосредоточиться на том, как на уровне законодательства купировать сегодняшние проблемы.

Во время отчёта Дмитрия Анатольевича Медведева, председателя правительства, перед Государственной Думой очень остро, буквально всеми фракциями был поднят вопрос школьного питания. Если посмотреть на показатели, то они вроде бы жизнеутверждающие — 90 процентов охвата. Но беспокоит содержательная сторона. По научно обоснованным требованиям мы должны кормить детей на 40–60 процентов суточного бюджета. А у нас даже в самых благополучных регионах до этого показателя недотягивают.

Конечно же, поговорим о материальной базе наших учреждений. На уровне государства мы занимаемся тёплыми туалетами, преимущественно в сельских школах. Есть и другие вызовы. Недавно прошло заседание Совета по сохранению здоровья детей, где Валентина Ивановна Матвиенко резко ставила вопрос о смартфонах. Одними запретительными мерами мы, конечно, ничего не сделаем, хотя хочется пойти по этому пути. Надо говорить и о работе медиков в образовательных учреждениях.

Опыт, который мы вынесли из советского периода, сегодня подвергся серьёзной ревизии. Нам нужно это осмыслить, потому что, как мне представляется, образовательные учреждения, которыми являются и школа, и детский сад, становятся точкой приложения сил, где государство может максимально себя реализовать в сбережении здоровья подрастающего поколения.

Поговорим и об информационном воздействии.

Попрошу взять слово Анну Сергеевну, которая задаст, надеюсь, тон сегодняшней дискуссии.

Анна СЕДОВА

Заместитель директора Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации является сохранение и повышение уровня здоровья детей и подростков. От успешного решения этой проблемы во многом зависит будущее нашей страны. Безусловно, школы должны не только успешно справляться со своими образовательными задачами, но и способствовать охране и улучшению здоровья учащихся.

Вместе с тем, на протяжении трёх последних десятилетий состояние здоровья подрастающего поколения России ухудшается, что подтверждается данными как официальной статистики, так и выборочных научных исследований. Распространённость функциональных отклонений и хронических заболеваний за последние несколько десятилетий значительно увеличилась, хроническая заболеваемость увеличилась в полтора раза.

Анализ распределения современных детей и подростков на группы здоровья показал, что если в первом классе к первой группе здоровья мы могли отнести всего 4,3 процента детей, то среди выпускников таких детей мы не выявляем. За этот же период сокращается и наполняемость второй группы здоровья. Это дети с функциональными отклонениями. Соответственно, увеличивается наполняемость третьей группы здоровья, где дети с хроническими заболеваниями.

К концу основного и общего образования в структуре функциональных отклонений, распространённых среди обучающихся 10–11-х классов, четыре первых места принадлежат функциональным отклонениям сердечно-сосудистой, костно-мышечной, нервной систем, органов зрения. И среди хронических эти заболевания занимают те же первые места, с добавлением заболеваний органов дыхания.

Укрепление здоровья детей и подростков — общегосударственная задача, решение которой требует межведомственного подхода и действия практически всех министерств и ведомств. Важность проблемы подчёркивается указом президента, в соответствии с которым 2018–2027 годы объявлены Десятилетием детства. Для успешной реализации комплексного подхода к сохранению здоровья школьников необходимо понимать современные факторы риска, которые, к сожалению, до конца нами не осознаются и недооцениваются.

Прежде всего мы должны создать нормальные условия обучения и воспитания. По итогам года, что отражено в государственном докладе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Российской Федерации в 2018 году, по риск-ориентированной модели около половины школ отнесены к объектам значительно высокого и чрезвычайно высокого потенциального риска здоровью. Количество таких школ составило 48,9 процента. При этом даже в Москве около трети школ нужно отнести к третьей группе санитарно-эпидемиологического благополучия, где условия обучения являются потенциально опасными для здоровья учащихся.

С позиции доказательной медицины мы не располагаем достоверными сведениями об уровнях воздействия ряда школьных факторов, их влияния на функциональное состояние организма ребёнка и развития школьно-обусловленных болезней и состояний. Мы обладаем не всеми гигиеническими регламентами, обеспечивающими безопасность. В настоящее время идёт решительный пересмотр санитарных нормативов, что нас не может не волновать, потому что в этих случаях, как правило, это приводит к снижению требований. Совершенствование надзорно-контрольной деятельности в стране не должно оставить образовательные организации без санитарно-эпидемиологических требований.

Следующий фактор — педагогические технологии. Педагогическая деятельность, и это записано в законе, является потенциально опасной для здоровья обучающихся. Именно поэтому все современные инновации должны пройти гигиеническую экспертизу, иметь заключение на предмет их безопасности в соответствии с санитарными нормами и правилами.

Цифровая среда — новое явление, и до конца мы не понимаем, что это такое. Прежде чем внедрять её в образовательную среду, необходимо оценить все риски.

Меняется среда, в которой мы находимся, меняются и дети. Получены результаты исследования «30 фактов о современной молодёжи». Я не буду их зачитывать, всё находится в открытом доступе. Но подчеркну главный вывод: наши дети другие, не такие, как мы в их возрасте. Это нужно признать, и работу вести в соответствии с пониманием этого факта.

Следующим фактором, влияющим на здоровье, является гиподинамия. Мы хорошо знаем, что гиподинамия характерна для современного человека, не только для детей, но и для взрослых. Но следует понимать, что для детей двигательная активность — это естественная биологическая потребность, которая обеспечивает нормальный рост и развитие.

По оценкам ВОЗ почти миллион случаев смертей в год в мире имеет связь с дефицитом двигательной активности. Поэтому надо увеличивать двигательную активность. Мы уже пробовали это сделать, введя третий урок физической культуры. К сожалению, для этого не были созданы во многих школах условия. В результате в одном спортивном зале занималось по два-три класса. Мы должны менять и программы, и методики обучения. Необходимо обеспечить постоянный доступ детей к спортивной среде.

В конце прошлого года произошло значительное событие: на коллегии Министерства просвещения была утверждена концепция преподавания учебного предмета «физическая культура» в образовательных организациях. Была проведена очень сложная работа, но мы, конечно же, не должны останавливаться. Надо разработать пакет методической документации для успешной реализации этой концепции.

Надо сказать несколько слов о медицинском контроле организации физического воспитания. Законодательно много чего прописано: и закон «О физической культуре и спорте…» и несколько приказов Министерства здравоохранения. Есть федеральные рекомендации. Но они нередко противоречат друг другу, не выполняются, в результате происходят необоснованные допуски к занятиям, неправильное распределение детей на медицинские группы. В результате и происходят трагические случаи, о которых постоянно слышим.

Нездоровое питание. Геннадий Григорьевич Онищенко всё время говорит об этом очень важном факторе. Конечно, проблемы питания сегодня разноплановые, и менять в этом направлении можно и нужно многое, прежде всего, начиная со школы. Необходимо делать это за счёт бюджета. Мы все следим за разработкой законопроекта «Об основных гарантиях прав ребёнка на качественное, безопасное и здоровое питание».

Да, надо кормить начальную школу из бюджета, но не надо забывать о том, что дети средних и старших классов находятся в школе дольше, чем учащиеся начальной школы. И они тоже хотят есть.

Профилактическая медицина располагает надёжными средствами мониторинга организации качества питания детей в общеобразовательных организациях. Надеемся, что эти наблюдения будут учтены при разработке законопроекта.

Следующий фактор — поведение детей, опасное в отношении собственного здоровья. К сожалению, поручения президента о ежегодном мониторинге факторов риска, которые были включены в национальную стратегию в интересах детей, пока не реализованы. Пока это только исследовательская проблема.

На сегодняшний день ВОЗ выделяет у детей и подростков около 60 поведенческих факторов, которые влияют на здоровье. Каждые четыре года ВОЗ проводит опрос, и с 1990-х годов в этом опросе участвует Российская Федерация. Это является чрезвычайно актуальным, так как регулярные исследования последних лет показывают, что российские школьники имеют худшие показатели в отношении здоровья, чем большинство сверстников из зарубежных стран. Необходимо пропагандировать здоровый образ жизни, понимая, какие факторы имеются в зависимости от региона, учреждения и так далее. И это, конечно же, требует нормативно-правового регулирования.

Анализ оценки качества медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях в разных регионах страны показал идентичные проблемы. Всё это приводит к тому, что сегодня оказание медицинской помощи в образовательных организациях неадекватно реальному состоянию здоровья детского населения, не содействует профилактике развития обусловленных школой болезней и состояний. Завершается пилотный проект «Школьная медицина», в результате которого планируется разработать различные модели сбережения здоровья, которые могут быть представлены для различных регионов как опыт и образец.

С 2016 года Дмитрий Анатольевич Морозов со своим Комитетом Государственной Думы по охране здоровья работает над законопроектом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья детей в образовательных организациях». Проведена огромная работа, и мы все с нетерпением ждём принятие и вступление в силу этого столь необходимого сейчас закона.

Следующим фактором является недостаточный уровень знаний и компетентности педагогических работников в сфере охраны и укрепления здоровья обучающихся. Конечно, мы должны преподавать детям и возрастную гигиену, и физиологию, основы формирования здоровья. Но для того, чтобы грамотно преподавать всё это детям, конечно, современные учителя тоже должны хорошо ориентироваться. Зачастую сберегающие здоровье педагогические технологии не проходили экспертизу, которая бы подтвердила их эффективность и безопасность.

Огорчает недостаточный уровень межведомственного взаимодействия в сфере охраны здоровья учащихся. Всё, о чём мы сегодня говорим, можно и нужно применить не только к образовательным учреждениям, но и к организациям отдыха детей и их оздоровления. Три месяца в году дети отдыхают летом, ещё более месяца отдыхают в межсезонье. Мы должны обеспечить их безопасный отдых. А здесь раскоординированность, противоречивость различных приказов, законов.

Комплексное взаимодействие необходимо на разных уровнях. И наиболее оптимальной сегодня моделью мы видим школы, содействующие здоровью. Здесь эффективно организована профилактическая работа. В 2010 году таких школ, по данным официальной статистики, было около 13 тысяч в стране. Они назывались школами здоровья, а потом официальный статус был снят. И сейчас, поскольку официального понятия «школы здоровья» нет, мы рассматриваем стратегию работы школы, содействующей укреплению здоровья. В российской сети таких школ официально зарегистрировано более 300, но ежегодно регистрируются ещё около 40–50 учреждений. Школы хотят укреплять здоровье, но не всегда в состоянии это сделать сами, не всегда знают, как это сделать. Мы должны, конечно, им помогать.

В Москве в ноябре этого года состоится 5-я Европейская конференция школ, содействующих укреплению здоровья. Планируется около 500 участников. И мы надеемся, что работа конференции будет продуктивной, полезной для всех. Нам есть чему поучиться, и есть чем поделиться с нашими коллегами. Но если мы хотим сохранить здоровье наших детей, то для этого должны руководствоваться понятными, не противоречащими друг другу законодательными актами.

Геннадий ОНИЩЕНКО

Позволю себе огласить официальную статистику, которую даёт Минздрав. По профилактическим осмотрам 2018 года было обследовано 26,7 миллиона детей от 0 до 17 лет. По первой группе здоровья Минздрав официально даёт 26,7 процента. Вторая группа — 56,2. Третья — 13,8 процента. Четвёртая — соответственно, 0,6 процента. И группа детей-инвалидов, пятая, ещё 1,8 процента. Тоже тревожная цифра, но это то, что сегодня есть в государственной статистике.

Жанна САДОВНИКОВА

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения РФ

Учебный год завершился. Но в течение летнего периода и в рамках подготовки к началу следующего учебного года очень важно обсудить то, над чем мы сейчас работаем. Сохранение здоровья учащихся является приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы. Стратегической целью является, прежде всего, формирование ценностного отношения к здоровью.

Какие задачи мы ставим перед собой? Это создание условий для сохранения здоровья учащихся, для полноценного физического развития. Формирование их безопасного поведения и здорового образа жизни. Развитие мотивации к ведению здорового образа жизни. И, конечно, организация досуга и социально значимой деятельности, которая является большим направлением именно в формировании и воспитании нашего подрастающего поколения.

Мы начинаем свою работу с дошкольной ступени. С детского сада применяем навигатор программ в рамках ФГОСов дошкольного образования, и на следующих ступенях начинаем формировать у ребёнка понимание и отношение к здоровому образу жизни.

В дошкольных образовательных организациях формирование ценностей здорового образа жизни осуществляется элементарным выполнением режима дня. За счёт элементарных навыков, которые формируются в дошкольном возрасте, ребёнок готовится к школе. Учится двигаться в игровых формах, разработанных федеральным образовательным стандартом дошкольного образования. Уже переходя в школу, он заботится о своём здоровье, укрепляет его. Многие дети понимают, что сами отвечают за своё здоровье и дальнейшее развитие.

В школе формирование здорового образа жизни и профилактика неинфекционных заболеваний учащихся реализуются в образовательных программах и предметных областях ФГОС. Это «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светская этика», «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура».

Очень большой блок — внеурочная, внешкольная деятельность, которая способствует развитию мотиваций и ведению здорового образа жизни, изучению основ первой помощи. А вместе это способствует более успешному освоению основных образовательных программ. По навигатору программ уже в школе идёт закрепление того, что было заложено в дошкольном периоде.

Целевой аудиторией являются не только ученики, но и, конечно же, родители, педагогические работники, детские общественные организации, профессиональные образовательные организации. То есть здесь мы понимаем, что содержательный блок должен охватывать все эти аудитории. А инфраструктура и всё, что у нас сейчас создано в образовательных организациях, должны помогать, создавать условия для формирования и сохранения здорового образа жизни ребёнка.

Мы вместе с Министерством здравоохранения проводим мониторинг обеспечения школ медицинскими работниками, создание медицинских кабинетов. Сегодня у нас образовательные организации либо располагают медицинскими кабинетами, либо имеют договоры с обслуживающими подразделениями медицинских организаций. Однако есть медицинские кабинеты, которые не соответствуют лицензионным требованиям, не получили лицензии.

Очень много внимания уделяется организации питания школьников. Есть и столовые полного цикла, и школьные базовые столовые, буфетно-раздаточные, кабинеты школьного питания. На их создание и содержание идут большие средства. Но вместе с тем ясно, что организация питания зависит не только от налаженной инфраструктуры, но и от самого процесса. Важно, что именно получит ребёнок на выходе, какая продукция попадает ему на стол.

Поэтому Министерство просвещения запустило в марте большой мониторинг, который затрагивает все вопросы организации питания на всех уровнях, начиная с детского сада и заканчивая школой. По результатам полученной информации будут разработаны методические рекомендации. Мы направим их во все субъекты Российской Федерации, чтобы они могли помогать и руководителям образовательных организаций, и педагогам, и родителям.

Проведено большое первое всероссийское совещание на тему питания в образовательных учреждениях. По итогам совещания принято решение, а в Министерстве просвещения создана координационная группа, в которую вошли представители всех ведомств.

Мы также проводим социологические исследования, касающиеся родителей. Да, нужно слышать позицию руководителя образовательной организации, но не менее важно услышать и мнение родителей. Поэтому в трёх федеральных округах — Сибирском, Южном и Приволжском — запущено большое социологическое исследование с таким вопросом: удовлетворены ли родители организацией питания в учреждениях образования. Нам важно услышать их мнение. На сайте Министерства просвещения есть раздел, где размещена вся нормативно-правовая база, все справочные материалы, которые регламентируют сферу питания в образовательных организациях. То есть здесь можно получить ответы на многие вопросы.

Необходимо уделять внимание активности и физическому развитию наших детей. Поэтому мы уделяем большое внимание оборудованию спортивных залов и площадок. Уже отремонтировано много спортивных залов, аудиторий, открытых спортивных сооружений и школьных спортивных клубов. Да, есть у нас переполненные школы и спортивные залы, поэтому наша задача — создать такие условия, чтобы учащиеся могли комфортно заниматься физической культурой.

В апреле этого года мы совместно с Министерством здравоохранения подписали план-проект реализации технологий, сберегающих здоровье. План был направлен в адрес всех губернаторов. По реализации мы оценим его эффективность. А она будет складываться из целевых показателей. Они представят долю школьников, занимающихся физкультурой и спортом, долю допущенных к сдаче ГТО, долю охваченных программами, формирующими здоровый образ жизни. А также долю педагогов, прошедших повышение квалификации в сфере здравоохранения.

Не буду подчёркивать важность образования и воспитания ребёнка в образовательных организациях и в учреждениях дополнительного образования. А что делать, если ребёнок не охвачен семьёй, если во время образовательного процесса он не усвоил важные навыки? Здесь очень большую роль играет учитель. Ключевая фигура — классный руководитель, который сможет восполнить дефицит знаний и навыков ребёнка по формированию здорового образа жизни, если тот не получает всё от семьи. Вот почему так важно увеличивать количество педагогов образовательных организаций, которые прошли курсы повышения квалификации, участвуют в «круглых столах», в урочных, внеурочных и интерактивных мероприятиях.

И, конечно же, мы оцениваем подготовку педагогических кадров. Хочу привести в пример Московский педагогический государственный университет. Здесь сегодня реализуется основная образовательная программа магистратуры, которая так и звучит «Оздоровительные технологии в дошкольном образовании». Есть отдельные факультеты с программами бакалавриата, которые содержат учебные блоки и модули по формированию здорового образа жизни. Это очень важно в подготовке наших педагогов, которые, выпускаясь из вузов, приходят работать в школы.

В рамках межведомственного взаимодействия по государственной программе Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности до 2020 года» реализуется проект, внедряющий в образовательные организации систему мониторинга здоровья учащихся на основе отечественной технологической платформы. Она успешно была реализована в Ростовской области. Там были созданы кабинеты здоровья с отечественным оборудованием и программными комплексами. Это стало стартом реализации проекта. Прошёл Всероссийский конкурс «Школа — территория здоровья». Мы продолжаем эту работу.

В 2019 году у нас проходит конкурс по трём номинациям. В ноябре будут подведены итоги, но конкурс должен идти не только ради выявления лучших практик, но и ради транслирования лучшего опыта работы.

Чтобы двигаться вперёд, запущены с Институтом возрастной физиологии РАО исследования здоровья обучающихся и анализ режима учебной нагрузки. Посмотрим, как влияют информационные технологии на образовательные процессы, на здоровье ребёнка, сколько он работает с информацией и как часто. Результаты этих исследований подведём в конце года.

Но вместе с тем ещё раз подчеркну: наша задача — сформировать у ребёнка понимание здорового образа жизни. Для этого идёт физкультурно-оздоровительная работа, и в последние нескольких лет она даёт хорошие результаты. В наших планах на новый учебный год есть президентские соревнования, спортивные игры, фестивали ГТО, то есть то, что влияет на развитие и формирование здоровья ребёнка.

Школа должна стать территорией здоровья. И это во многом зависит от нас — педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений, депутатов всех уровней и неравнодушных людей.

Геннадий ОНИЩЕНКО

В наших школах ещё есть трёхсменка, к сожалению. Хотя стоит задача ликвидировать даже двухсменку. Сейчас мы формируем бюджет 2020 года. Надо деньги закладывать под то, чтобы решить проблему двухсменки. Это хорошо, что в школах появились лицензированные медицинские кабинеты. А персонал там есть? Вообще, хорошо ли мы знаем, в каких регионах хватает школьных медиков, где они обслуживают образовательные учреждения по участковому принципу? То есть нам нужно не эпизодическое появление медика в школе, а реализация профилактических программ и контроль за питанием, контроль за средой обитания детей. В том числе и вакцинации, которые мы сегодня проводим среди школьников ежегодно.

И главное — питание. Недаром Дмитрий Анатольевич Медведев обещал решить вопрос финансирования детского питания в школах. Теперь нужно подготовить позицию правительства, чтобы переформатировать бюджет на 2020 год, выделить нужные средства.

Воспитание детей в здоровом образе жизни — это перманентный процесс, он никогда не прекращается и не прекратится. И создавать базу для здорового образа жизни нужно постоянно.

Фарис ХАРИСОВ

Председатель Общероссийской общественной организации содействия укреплению здоровья в системе образования

Анализ нормативно-правовой базы сохранения и укрепления здоровья обучающихся позволяет сделать вывод о том, что в стране на государственном уровне существует разработанный правовой механизм регулирования деятельности образовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Однако серьёзные изменения, происходящие в социально-экономической, культурной, образовательной и других сферах общества, стали основанием проблем, которые повлияли на состояние здоровья подрастающего поколения.

Несмотря на предпринимаемые в здравоохранении, образовании и других сферах усилия по совершенствованию, сохранению, укреплению здоровья учащихся, показатели здоровья детей вызывают особую тревогу. Успешная реализация стратегической задачи сохранения, укрепления здоровья детей зависит от целого комплекса факторов, и основополагающим является законодательно-нормативная база. Вместе с тем целый ряд вопросов и проблем остаётся до конца не решённым.

Приведу некоторые из них. Это проблемы организации медицинского сопровождения детей в образовательных организациях, статус школьного медицинского работника, обучение педагогов навыкам первичной помощи. Далее — особенности медицинского обеспечения малокомплектных и удалённых образовательных организаций. Воспитание грамотного отношения к иммунизации и вакцинопрофилактике, санитарное и эпидемиологическое состояние условий обучения в школах Российской Федерации. Современные санитарные требования и их реализация в старых зданиях. Обеспечение образовательных организаций всеми видами благоустройства. Особенности санитарных требований для семейных детских садов. Организация питания обучающихся, проблема безопасности и качества продуктов. Формирование здорового образа жизни. Наконец, обучение медицинским знаниям в рамках изменений в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.

Отдельно надо рассматривать проблему двигательной активности, развитие физической культуры в общеобразовательных организациях, повышение доступности занятий спортом.

Перечень этих проблем является основанием для принятия адекватных мер и совершенствования законодательно-нормативной базы, обеспечения здоровья и полноценного развития обучающихся. Разумеется, одним только изменением законодательно-нормативной базы не обеспечить эффективное решение важнейшей государственной задачи — подготовки к жизненному труду духовно, физически и интеллектуально здорового поколения. Нужна государственная воля, соответствующие финансово-экономические, интеллектуальные и материальные ресурсы, а также высокая ответственность лиц, участвующих в реализации этих стратегически важных государственных задач.

Принимая во внимание состояние здоровья подрастающего поколения, в настоящее время назрела необходимость формирования на законодательном уровне комплекса мер, направленных на укрепление здоровья обучающихся.

Я выражаю консолидированное мнение экспертного сообщества, и мы обращаемся к Комитету Государственной Думы по образованию и науке. Необходимо подготовить соответствующие предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части утверждения Государственной Думой федеральных государственных образовательных стандартов.

Принятие Государственной Думой новых стандартов общего и профессионального образования с учётом современных требований дало бы возможность широкого обсуждения депутатами разных уровней, профессиональными сообществами и родителями в ходе подготовки и принятия наиважнейшего для системы образования документа. Безусловно, это было бы хорошей поддержкой образования на законодательном уровне.

Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Роспотребнадзором, Министерством просвещения и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации необходимо провести научные исследования электромагнитного излучения цифровых технологий и его последствий для окружающей среды на формирование личности обучаемого. На его духовное, физическое, интеллектуальное здоровье в условиях негативного воздействия современных информационных и коммуникационных технологий и средств доступа в Интернет. Это смартфоны, планшеты, ноутбуки, интерактивные доски, точки беспроводного доступа (Wi-Fi), базовые станции сетей мобильной связи 4G и 5G.

Надо разработать и дополнить существующие СанПиНы в части оценки и условий применения перемещаемых процессов деятельности технических средств обучения и доступа в Интернет на примере реализации проектов «Московская электронная школа» и «Российская электронная школа». Оценки рисков их использования в рамках цифровой образовательной среды как в процессе деятельности, так и отсроченных. Обосновать безопасность структурных элементов цифровой образовательной среды, разработать подходы к формированию её элементов по месту проживания или пребывания обучаемого. Провести научные исследования в области оценки санитарно-гигиенического, педагогическо-технологического и дизайн-эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе цифровых технологий.

Организациям, авторам и ответственным за внедрение проектов «Московская электронная школа» и «Российская электронная школа» строго придерживаться выполнения Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации». В статье 20 подпункт 2 говорится: «Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации».

Необходимо вести информационно-просветительские кампании для просвещения родителей по сохранению здоровья детей. Они должны знать, как организовать рабочее место с элементами цифровой образовательной среды по месту проживания, каковы опасности электромагнитного излучения стационарных и носимых устройств доступа в Интернет. Особенно вреда в связи с внедрением технологий мобильного Интернета 5G.

Предлагаем разработать регламент использования носимых средств доступа в Интернет: телефона, смартфона, планшета и других в пределах образовательных организаций разного уровня обучения и закрепить его в форме законодательного акта или поправок в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам управления муниципального уровня, осуществляющим управление в сфере образования и физической культуры предусмотреть средства в бюджетных статьях расходов на платные услуги сертификации для выполнения федерального закона от 29 июня 2015 года «О стандартизации в Российской Федерации».

Подготовить соответствующий документ, запрещающий детям до 16 лет использовать в образовательных организациях мобильные телефоны на переменах и на уроках. Они могут приносить с собой, но обязаны оставлять в специальных местах, пока пребывают в учебном заведении. В субъектах Российской Федерации имеется такой опыт. Например, в Белгородской области.

Регулирующий ценностный контекст в образовательной системе — это здоровье учащихся. Поэтому и вся нормативно-правовая база должна строиться так, чтобы сохранить, укрепить духовное, физическое и интеллектуальное здоровье каждого школьника, защитить его от негативного влияния окружающих факторов.

Наталья САНИНА

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья

Актуальность организации медицинской помощи детям в дошкольных и школьных учреждениях ни у кого не вызывает сомнений. Продолжается регресс состояния здоровья, что, конечно, указывает на то, что мы недорабатываем и недостаточно эффективно проводим в настоящее время целый ряд мероприятий, которые способствуют этому регрессу.

Возрастает число серьёзных травм на занятиях физкультурой в учебных учреждениях. Наш Комитет уделяет особое внимание проблеме организации медицинской помощи детям. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья детей и образовательных организаций» именно с этой целью и был подготовлен.

Законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, в частности, в закон 1998 года «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», в Федеральный закон 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и в третий Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года.

Законопроект закрепляет обязанность родителей дать абсолютно точную и полную информацию о состоянии здоровья ребёнка в образовательную организацию. Если будет не хватать такой информации, мы не сможем создать нормальные условия для учёбы и занятий физкультурой.

Тот, кто работал в практическом здравоохранении, знает, что существует целый ряд документов, которые должны предоставить родители. Это форма по прививкам, форма карты. Подобная документация должна быть доставлена в образовательное учреждение, соблюдая связь между поликлиникой, к которой приписан ребёнок, и школой. Если ребёнок переболел пневмонией или получил хроническое заболевание, такая связь должна заключаться в диспансерном наблюдении.

Очень важным моментом в законопроекте является разрешение педагогическим работникам реализовывать своё право на оказание первой медицинской помощи. Её ребёнок должен немедленно получить в любой ситуации, связанной с его здоровьем. Мы выступаем за то, чтобы правом на оказание первой помощи обладали не только представители ГИБДД, МВД, но и учителя. Я свою рабочую деятельность после института начинала первым семейным врачом Московской области. Я была обязана смотреть за здоровьем на моём участке, в детском саду, и преподавать в школе медицинское дело. Это то, что сегодня называется ОБЖ.

Такое совмещение помогло мне ориентироваться и на детсадовцев, и на школьников. Я всегда знала, что с ними делать. Считаю, что долгая работа над законом, практически два года, позволила сформулировать очень ёмко изменения в его части. Надеюсь, появилось слаженное понимание, что мы сегодня должны делать для укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях.

Жанетта ГОРЕЛОВА

Главный внештатный специалист по школьной медицине Министерства здравоохранения РФ

Я хотела бы сказать о пилотном проекте «Школьная медицина». На недавнем заседании Комитета по охране здоровья Государственной Думы присутствовали представители регионов, рассказывали о лучших практиках по этому пилотному проекту. Небольшая справка. В 2016 году Минздрав совместно с Министерством просвещения разработали и начали реализовывать проект в пяти субъектах Российской Федерации. Это Смоленская, Тамбовская, Ростовская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика Саха.

Цель проекта — создание современной эффективной модели сбережения здоровья обучающихся в общеобразовательных организациях. На проекте отрабатывались варианты взаимодействия между всеми заинтересованными структурами, в том числе с использованием различных информационных технологий при учёте региональных особенностей.

Во всех субъектах Российской Федерации региональными межведомственными нормативными правовыми актами были утверждены регламенты взаимодействия систем здравоохранения и образования по реализации пилотного проекта. Определены ответственные лица, разработаны «дорожные карты» реализации. Двумя министерствами осуществлялось методическое руководство.

В рамках проекта профессиональным медицинским сообществом был разработан федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 340301 «сестринское дело», уровень бакалавриата. И примерная программа профессиональной переподготовки «Гигиена детей и подростков» с получением дополнительной квалификации «специалист в области школьной медицины».

В настоящее время проект профессионального стандарта проходит процедуру общественного обсуждения. После её завершения в соответствии с правилами утверждения профстандартов он будет направлен в Министерство труда. Разработка этого профстандарта проводится при активном участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, где реализуется проект «Школьная медицина».

Марина ЛЕСНИКОВА

Заместитель директора Правового департамента Министерства здравоохранения РФ

У нас, согласно законодательству, есть полномочия по утверждению двух порядков. Это отдельно порядок 822 — про медицинскую помощь в образовательных организациях. Документ 2013 года. Конечно, он морально устарел, и как раз пилотный проект, о котором сейчас рассказала Жанетта Юрьевна, позволит его изменить. И не только в части штатных нормативов. Это как раз ответ на вопрос, какие медицинские работники находятся в школах. Это будет бакалавр, профстандарт которого разработан. Новый специалист с высшим образованием, по факту — специалист между фельдшером и врачом. Он-то и станет аккумулировать навыки по гигиене, по технологиям, сберегающим здоровье. И в то же время будет готов оказать первую помощь.

Второй приказ раскрывает медицинскую помощь уже в организациях в период отдыха и оздоровления. Он был пересмотрен в 2018 году с учётом пожеланий в организации отдыха и оздоровления от субъектов Федерации, профессионального сообщества. Этот приказ, я считаю, получился очень хорошим, поскольку в нём впервые урегулированы некоторые важные направления. Например, в этом приказе есть нормы создания особых условий для несовершеннолетних с показателями по состоянию здоровья. Впервые урегулировано, что если им прописаны лекарственные препараты, то они могут находиться только в тех организациях отдыха и оздоровления, где созданы условия для хранения этих препаратов. Также впервые урегулированы нормы о палаточных лагерях. Там должна обязательно оказываться первая помощь, а вместе с укладкой палаток предусматриваться медицинская укладка для организации отдыха и оздоровления.

Минздрав постоянно совершенствует свои нормативные акты. Мы открыты, и готовы выслушать любые предложения.

Валерий БУЗИН

Советник министра здравоохранения РФ

У нас есть поручение президента от 12 апреля 2018 года о работе по разъяснению необходимости вакцинации всех групп населения от инфекционных заболеваний. Минздрав проводит информационные кампании, направленные на повышение участия населения в вакцинации.

Целевой аудиторией, помимо широких слоёв граждан, является и профессиональное медицинское сообщество. Ведь не секрет, что и в профессиональном медицинском сообществе есть люди, которые негативно относятся к вакцинопрофилактике. Нам приходится вести борьбу за профилактику как среди населения, так и в собственных рядах.

В целях разработки и представлений обоснованных предложений в Минздраве создана рабочая группа экспертов по вопросам иммунопрофилактики инфекционных болезней. Проводятся достаточно масштабные мероприятия, всероссийский конгресс «Иммунобиологический щит России». Мы собираем не только иммунологов, но и терапевтов, и отдельно проводим «круглые столы» для СМИ, чтобы просвещать журналистов. Тогда они правильно напишут об иммунопрофилактике и о медицине вообще. При нашей поддержке на факультете журналистики МГУ создана школа медицинского журналиста, где специалисты Минздрава объясняют студентам основы медицины и медицинской пропаганды.

Ситуация с вакцинопрофилактикой очень непростая, и это проблема не только России. Сейчас мы вместе с Всемирной организацией здравоохранения проводим исследования по выявлению психологических барьеров к вакцинопрофилактике. Отрабатывается окончательная методика, и это будет мультистрановое исследование. В Германии недавно был принят закон о штрафах для родителей, которые отказываются от вакцинирования детей от кори, а дети, которые не вакцинированы от этого заболевания, не допускаются на занятия. В Пакистане довольно любопытная методика привлечения родителей к вакцинопрофилактике: десять ударов по пяткам палкой. Понятно, что после этого родители весело бегут вакцинировать своих детей.

Одна из наших задач, наверное, это введение какой-то ответственности родителей за вакцинирование детей. Мы провели обзор данных СМИ-ресурсов и выделили три группы населения по отношению к вакцинопрофилактике. Первая группа — приверженные к профилактике. Это примерно процентов двадцать населения. Вторая группа — те, кто не определился, сомневаются или вакцинируются по отдельным вакцинам. Третья группа — негативно настроенные. Мотивация у них самая разная, планируем в этом году начать более подробные исследования на эту тему. Потом станем внедрять результаты исследований в информационные кампании по профилактике.

Геннадий ОНИЩЕНКО

Кадров у нас — позволю себе не согласиться с выступающими — достаточно. Был период, когда наши врачи-педиатры на додипломном образовании вполне были пригодны к профилактическим работам. И тогда была проблема, потому что молодёжь не очень хотела идти работать в школу, потому что она там дисквалифицировалась, у неё не было лечебной практики. Но тогда находились решения. Молодёжь работала в школе, потом на участке, потом в стационаре, в поликлинике. И так по кругу молодые специалисты и поднимали свой профессиональный уровень врача-лечебника, и занимались профилактикой.

Поэтому какая концепция у Минздрава сегодня? Бакалавры — это наше внутреннее дело. Мы должны педагогам сказать, что у нас будет представитель медицины в школе. Или не будет. Вот о чём сейчас речь идёт. А бакалавр ли он или дипломированный врач — вопрос ведомственный.

Возьмём московскую школу. Я председатель управляющего совета в школе № 2097. У меня шесть или семь дошкольных учреждений и пять привычных типовых школ разных лет. Это огромный коллектив, причём расположенный в разных ведомственных поликлиниках, разбросанных по району. Мы не можем позволить, чтобы государство ушло из этого пространства, потому что вопросов профилактики — тьма. И контроль за питанием, и организация прививок, и контроль за детьми, которые имеют хронические заболевания, и среда обитания детей. Это всё было всегда на плечах медиков. Поэтому, коллеги, давайте выведем проблему в раздел «Работа над ошибками». Погорячились мы, убирая наших медиков из школьных коллективов.

Далее. Я помню, когда все педагоги по военно-учётной специальности были медицинскими работниками. Их готовили к этому и давали с дипломами военные билеты запаса. Вот медиков к ним не записывали, не доверяли педагогическую деятельность. Поэтому надо готовить педагогов к оказанию первой медицинской помощи в случае травмы, когда нужно немедленно сделать хотя бы искусственное дыхание.

Галина ЯНОВСКАЯ

Заместитель начальника отдела организации санитарного надзора по гигиене детей и подростков Роспотребнадзора

Хотелось бы привлечь внимание к одному документу. Министерство просвещения разработало проект концепции «Новая школа». Это документ, который будет определять требования к образовательной среде, к современной школе и школе будущего. И у нашей службы к этому документу очень много вопросов, потому что, например, оценка эффективности строительства школ предполагается с использованием таких параметров, как количество квадратных метров на одного ребёнка.

Для перемен предлагается в зонах рекреации для старшеклассников устанавливать удобные диваны и зарядные для мобильных телефонов, а для детей начальных классов — выделение зон для тихих игр. Для спортивных залов предлагается в такой школе один спортзал с перегородками, трансформируемыми для занятий сразу нескольких классов.

На наш взгляд, эта концепция, которая будет потом определять политику и реализацию различных мероприятий, не решает многих проблем, которые сегодня были обозначены. Наоборот, провоцирует их. В этой связи хотелось бы просить Государственную Думу инициировать общественные слушания, взять под свой контроль разработку проекта данной концепции.

Мы целиком согласны, что вводимые новые формы обучения, особенно с использованием цифровых технологий, должны проходить экспертную оценку. В связи с этим надо внести изменения в 273-й федеральный закон о том, чтобы все программы, которые вводятся вновь, особенно с использованием цифровых технологий, проходили экспертную оценку. И только после этого их можно внедрять и реализовывать в образовательных организациях.

Хочу обратить внимание, что национальный проект «Образование» предусматривает научное сопровождение цифровой школы, но при этом определяет только институты Министерства просвещения. Институты, в лучшем случае, физиологии, а в целом — социологии и психологии.

Оценка влияния на здоровье детей с точки зрения медицины там не предусматривается. Роспотребнадзор начал работу по оценке воздействия цифровых гаджетов на здоровье детей. По поводу запрета сотовых телефонов. Здесь с самим запретом позволю себе не согласиться, потому что можно получить обратный результат. А вот определённый порядок использования сотовых телефонов и гаджетов в школах нужен. Он тогда регламентирует действия и учителей, и детей, и родителей при использовании сотовых телефонов.

По отношению к Министерству здравоохранения хотелось бы обратить внимание, что форма 31, которая содержала в себе сведения по школьно-обусловленным заболеваниям — сколиозы и оценка зрения, исключена из статистической формы отчётности. Считаем, что эту форму надо возвратить, иначе мы просто не сможем оценить состояние здоровья детей именно по школьно-обусловленным заболеваниям.

И ещё хотелось бы, чтобы в статистике у нас были дети не от 0 до 15 лет, а дети школьного возраста. И тогда можно сопоставлять состояние здоровья именно детей с 7 до 18 лет, которые сегодня обучаются в школе. Если это положение будет возвращено и выделено в отдельную возрастную категорию, тогда это даст достаточно достоверные данные.

Образовательные программы реализуются, это очень хорошо, но хотелось бы, чтобы на практике учили детей таким элементарным вещам, как правильная осанка, режим дня. Наши санитарные правила содержат рекомендации по правильной позе, но, к сожалению, ни в одной школе этими рекомендациями учителя не пользуются. Неужели надо вменять в обязанность обучать детей, как в дошкольных организациях, так и в общеобразовательных, правильной позе? Ведь если вначале мы ребёнка не научим правильно сидеть, правильно держать ручку, то потом его просто-напросто никогда не переучим. Роль родителей в образовательном процессе и формировании здорового образа жизни должна быть решающей, в том числе и в создании благоприятной среды.

Роспотребнадзор подготовил проект санитарных правил по организации детского питания. Проект прошёл процедуру публичного обсуждения и дорабатывается с учётом поступивших замечаний.

Вообще, в нашей деятельности поможет неукоснительное соблюдение существующих норм и правил. И если этого не будет, то никаким способом проблема здоровья ребёнка не решится. Можно много говорить о том, что какие-то документы мешают работе, что нет финансовых средств. Но можно построить школу без окон, без дверей, при этом заключить договора на спортзал, на пищеблок, на всё, что угодно.

Сейчас при подготовке к учебному году будут закладываться новые финансовые средства на обеспечение того же питания. Они должны быть заложены не по принципу — сколько есть денег, и лишь бы заложить. Меню ребёнка должно быть обсчитано. И закладывать надо только ту сумму с коэффициентами, которая обеспечит полноценную реализацию этого меню.

Идёт комплектование школ, будут составлять расписание. Надо сейчас принимать решение, чтобы не было бы ни переуплотнённых классов, ни переуплотнённых групп в детских садах. Это тоже основа соблюдения безопасности школы и безопасности детей при обучении. Возвращаемся к соблюдению норм. Это в первую очередь приведёт к улучшению школьной среды и уменьшению заболеваемости.

Геннадий ОНИЩЕНКО

Галина Владиславовна, мы, вообще-то, ждали от надзорного органа оценки. И, насколько я помню, в лексике надзорного органа слово «хотелось бы» отсутствует. А вы его повторяли через фразу. Поэтому я не удовлетворён вашим выступлением. Надо не хотеть, а выполнять свои полномочия. Мы бы хотели услышать от вас оценку работы, которая сейчас ведётся в образовательных организациях. Там есть и позитивное, и отрицательное.

Владимир СОБКИН

Директор Института социологии образования Российской академии образования

Сталкиваясь со статистикой, мы видим, что деление от нуля до 14 лет и 15–17 лет делает нас слепыми котятами при анализе ситуации. Если мы возьмём заболевание гонореей, допустим, — а начинаются дебюты в пубертатный период 13–14 лет, — то мы здесь ничего не можем сказать о динамике изменений. Так же, как и о токсикомании.

Поэтому нужно постановление, инициированное Государственной Думой, о принципиальном изменении сбора и публикаций статистических данных, касающихся здравоохранения детей и вообще статистики в сфере детства. Тем более что у нас объявлено «Десятилетие детства». Этот принципиальный момент касается не только здравоохранения, но и детской преступности. Везде своя возрастная динамика, и привязывать её надо к ситуации школьной. Образование является фундаментальным институтом, который связан с развитием ребёнка. Значит, должны быть данные по дошкольному детству и школы, лучше, конечно, с учётом всех ступеней образования — начальная школа, основная школа и старшая.

Теперь второй момент. Это региональный анализ. По нашим данным мы видим, что в разных регионах — разная динамика тех или иных заболеваний у детей. Но даже внутри региона — тоже огромный разброс. Поэтому принципиальное значение имеет разработка и утверждение через местные органы власти сберегающих здоровье программ на региональном уровне. Как минимум программ, которые характеризуют специфику заболеваний в конкретном регионе. Мы сделали небольшой анализ — как сочетаются различные болезни по географическому принципу. Получилась очень разная картина комплексов и типов заболеваний в регионе.

Значит, Министерству просвещения, мне кажется, совместно с Министерством здравоохранения необходимо разрабатывать методики анализа региональных ситуаций. В этом отношении никаких шагов за последние 20 лет в сфере образования не предпринято. Значит, здесь очень важно побуждать органы исполнительной власти к разработке программ, связанных с типом ситуации в том или ином регионе.

Перехожу ко второй части. Как растёт привычка к курению с возрастом у юношей и у девушек? Динамика очень стремительная. Она сводится к тому, что всё больше и мальчиков, и девочек курят. Есть ещё данные — какой процент из курящих чувствуют зависимость от курения. Если подросток зависим и не курит 30 минут, то ему уже не до урока, надо выйти покурить. Может ли школа контролировать сегодня проблемы девиантного поведения учащихся? Хотя бы на примере курения? По данным большого массового обследования, на территории школы курят 78 процентов старшеклассников. Девочек 11 класса — 54 процента. Есть свои места, свои зоны, куда школа не простирает руки педагогического руководства. Мы никогда не сформируем человека, если не выстроим стиль его поведения внутри культурного учреждения, которым является школа. Не надо идти по административно-бюрократическому пути, проводя день здоровья, день ещё чего-то. Это не затрагивает сути дела.

О здоровье в структуре жизненных ценностей школьника. Есть два исследования: 2002 и 2017 года. Последний раз опросили 11 тысяч человек 7-х, 9-х, 11-х классов. В структуре ценностей здоровье, безусловно, выступает доминирующей ценностью. Это позитивный момент. Но по сравнению с 2002 годом сама ценность здоровья для детей упала с 72 процентов до 57,5. Здесь серьёзнейшая педагогическая проблема. Это проблема возраста и выстраивания различных траекторий социализации с учётом возрастных особенностей развития ребёнка.

Елена ЛЮБОВА

Директор средней школы № 16 г. Арзамаса Нижегородской области

Все нормативные инициативы сходятся как раз в школе. В том числе и в моей конкретно школе небольшого города Нижегородской области. Сегодня Арзамас является ресурсным центром здоровьесберегающей деятельности и распространяет опыт сбережения здоровья в регионе вместе с институтом развития образования.

Сегодня сказали, что школа должна справляться со своими образовательными функциями и улучшать состояние здоровья. Как директор школы абсолютно с этим согласна. И учитель понимает, что он должен это делать. Но, возвращаясь к недавним парламентским слушаниям, мне ещё раз хотелось бы затронуть вопрос о том, что только во всех смыслах здоровый учитель может воспитать здорового ребёнка.

Сегодня учитель работает с нагрузкой 28–30 часов. В моей школе — 25 часов. При этой нагрузке он должен ещё выполнять огромное количество функций по воспитанию, образованию, развитию, соблюдению и обеспечению всевозможных требований и норм. Поэтому сегодня нужно говорить серьёзно о здоровье учителя, прежде всего с точки зрения нормирования его труда.

Возвращаясь к разговору о физкультуре. Сколько бы мы сегодня ни вносили изменений в концепции преподавания физкультуры, ни говорили о том, каким образом допускать ребёнка, мы должны, прежде всего, начинать с материальной базы. Пока в школе один спортивный зал, где занимаются два или три класса одновременно, да ещё разновозрастные классы, то будут возникать вопросы, связанные со здоровьем, с высокой травмоопасностью. Вообще, с отвращением к занятиям физкультурой у молодого поколения. Дети вынуждены переодеваться в одних раздевалках. А если там ребёночек из группы ожирения или с определённой группой здоровья? Вот и предлог для травли.

В национальном проекте говорится о строительстве спортивных залов в сельской местности. Считаю, что такие спортивные залы в обязательном порядке должны быть и в городской местности. Хотелось бы услышать на законодательном уровне, кроме всех, окружающих физкультуру, нормативных актов, что принят один очень важный закон — о строительстве модульных спортивных залов в городских школах.

Такие залы не настолько дорогие, как кажется. Их можно использовать и для развития спортивных клубов, и во внеурочной деятельности. Без этого все нормативные инициативы в вопросах физической культуры и спорта в школах превращаются в документы, лучше или хуже сформулированные.

Сейчас говорили о том, что дети курят. Я посмотрела статистику. На первом месте мотивов курения среди старшеклассников или среди детей — это снятие стресса. А как не будет этого мотива, когда, например, в законодательстве на сегодняшний день у нас такая процедура, как оценка качества образования через всероссийские проверочные работы? В этом году, позволю себе заметить, в шестых классах всероссийские проверочные работы прошли по шести предметам. Это шестиклассники, как раз возраст риска.

Кроме того, в соответствии со статьёй 58 закона «Об образовании…» в апреле и мае все образовательные организации реализуют так называемую промежуточную аттестацию. Это значит, что дети по каждому из учебных предметов учебного плана, а их может быть 17 или 18, сдают какое-то контрольное задание, как раньше переводные экзамены. Но это все предметы!

И следом мы получаем письмо министерства, которое рекомендует очень строго соблюдать санитарные нормы при проведении промежуточной аттестации и всероссийских проверочных работ. В апреле и мае у нашего шестиклассника не было ни одного выходного дня без контрольной работы. При этом никто ребёнка и, самое главное, школу не освободил от дальнейшего прохождения образовательной программы, которая заканчивается в конце мая.

Так о каком образовании можно говорить, если ребёнок на протяжении двух месяцев находится в состоянии глубокого стресса? Этому же стрессу подвергаются и ученики 9-х, 11-х классов. Они не успевают из периода всероссийских проверочных работ и промежуточной аттестации отойти, как сразу попадают в этап итоговой аттестации. А здесь ещё интереснее — единый государственный экзамен в 9-х классах. Чем провинились 9-классники по отношению к 11-классникам, которые сдают два обязательных экзамена, чтобы доказать освоение уровня образования, и дальше экзамены по выбору, чтобы поступить в высшие учебные заведения. А 9-классники в это время должны сдать, чтобы завершить основное образование, четыре экзамена: два обязательных и два по выбору. А вообще обсуждается, что в 2020 году таких экзаменов 9-классники будут сдавать шесть, в том числе английский язык и историю России.

Наконец, о медицинском кабинете. В нашей школе такой кабинет есть. Он лицензирован горбольницей, но оснащением, контролем оборудования почему-то занимается наша образовательная организация. А средств у нас на это просто нет.

***

Далее на круглом столе выступили:

Е. Ю. Зволинская, ведущий научный сотрудник Национального медицинского исследовательского центра профилактической медицины; В. Ф. Базарный, академик Российской академии творческой педагогики; Л. Н. Коданева, старший преподаватель Российского университета Дружбы народов; К. А. Зыков, заведующий лабораторией пульмонологии Московского государственного медико-стоматологического университета; А. С. Игнатенко, президент Ассоциации отечественных разработчиков и производителей учебного оборудования «Образовательная среда»; О. Ю. Кутумова, главный врач Красноярского краевого центра медицинской профилактики и другие. По поручению председательствующего итоги круглого стола подвёл С. А. Боженов.

Сергей БОЖЕНОВ

Член Комитета Государственной Думы по образованию и науке

Существующая правовая база в целом позволяет всем заинтересованным структурам целенаправленно и системно работать над сохранением и укреплением здоровья обучающихся. Вопросы увеличения продолжительности жизни, формирования и укрепления здоровья подрастающего поколения, обозначены в числе основных приоритетов национальной политики Российской Федерации.

Комплекс представленных Президентом России целей ориентирует систему образования на повышение качества образования при обязательном сохранении и укреплении здоровья учащихся. В Государственной Думе данным вопросам также уделяется большое внимание. Только в июне текущего года на парламентских слушаниях вопросы формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения ставились как один из приоритетных для всей системы образования в Российской Федерации.

Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые государством усилия по охране здоровья школьников, уровень их заболеваемости не уменьшается.

Выступающие докладчики поднимали вопросы об имеющихся комплексных проблемах по исполнению действующего законодательства, прежде всего касающихся воспитания грамотного отношения к иммунизации и вакцинопрофилактике, обеспечения санитарных и эпидемиологических условий обучения в школах Российской Федерации. Есть проблемы в контроле организации детского питания, в обновлении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в создании условий для двигательной активности, развития физической культуры, повышения доступности занятий спортом. Надо активнее внедрять в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

Участники круглого стола фиксируют целый ряд неблагополучных тенденций. У каждого второго ребёнка обнаружена ортопедическая патология, обостряются ситуации с нарушением органов зрения, пищеварения, двигательной активностью. Крайне остро стоит вопрос о медицинских работниках, осуществляющих свою деятельность в общеобразовательных организациях.

По мнению участников круглого стола, проблемы сохранения здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни населения страны требуют разработки образовательных и оздоровительных программ, эффективных форм и методов межведомственного взаимодействия всех социальных институтов. Прежде всего, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации. Необходимо установление конкретных показателей и, главное, ответственных по данному направлению.

Участники круглого стола отмечают, что только общероссийский масштаб решения проблемы улучшения здоровья всего населения поможет решить задачи первостепенной важности для государства и общества, реализовав стратегические задачи развития Российской Федерации, определённые Президентом Российской Федерации на период до 2024 года.

С учётом состоявшегося обсуждения участники круглого стола считают, что необходимо предпринять действенные меры по разрешению имеющихся проблем, и для их решения рекомендуют конкретные предложения Правительству Российской Федерации, Министерству просвещения и Министерству здравоохранения Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и педагогическим коллективам.

Обеспечить качество образования и сохранить здоровье детей, подрастающего поколения — важнейшая задача государства и общества.

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru