Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№11, Ноябрь 2020

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Валерий ФАЛЬКОВ
Образование и вызовы времени

Правительственный час
Обсуждение доклада
Образование и вызовы времени

ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА

Проект Вячеслава НИКОНОВА
Бомба

АКТУАЛЬНО

Виктор САУЛКИН
Арцах-Карабах: причины и следствия

ПОВЕСТКА ДНЯ

Владимир САБИНИН
Проектирование миропорядка

КОНТЕКСТ

Борис КУРКИН
На зыбких хлябях

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Как начиналась холодная война

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

В этом году не только наши вузы, но и вся мировая система образования впервые в своей истории столкнулась с беспрецедентной ситуацией, обусловленной эпидемией коронавируса. В одночасье возникли непреодолимые препятствия для реализации той модели образования, по которой университеты жили и работали веками.

Ещё несколько лет назад это означало бы только одно: полное прекращение работы вузов на несколько месяцев. Однако министерство, обсудив ситуацию с профессиональным сообществом, рекомендовало всем вузам перейти на дистанционный режим работы. Конечно, это стало настоящим стресс-тестом для всей системы высшего образования страны.

Все без исключения вузы оказались в чрезвычайной ситуации, сложнее других было вузам технического, медицинского и творческого профилей. Но благодаря оперативной организации взаимодействия вузов между собой, а также с министерством, — мы собирались еженедельно, консультировались и изучали лучшие практики, — был налажен поиск решений в новых условиях, регулярный обмен опытом адаптации.

Система высшего образования в тот важный момент не вышла из равновесия. Без предварительной подготовки в сжатые сроки на удалённый формат было переведено более миллиона дисциплин, включая лекционные, семинарские занятия, при этом абсолютное большинство курсов было проведено в срок и не перенесено на другие семестры. Случаи же полной остановки обучения были, скорее, исключением из общей практики.

Сохранение качества образования потребовало от преподавателей большего времени и дополнительных усилий для подготовки к занятиям. Стало заметно больше индивидуальной работы со студентами и дополнительных консультаций. Готовность всех вузов мобилизоваться и работать позволила сохранить самое главное — чувство стабильности для студентов и преподавателей.

По завершении учебного года в университетах организованно прошла государственная итоговая аттестация. Принципиальное решение вузов состояло в максимальном использовании дистанционных форматов. Все вы помните то время: ещё не до конца было ясно, какова эпидемиологическая ситуация в том или ином регионе, — рисковать было нельзя. Мы также рекомендовали университетам отменить государственный экзамен, если стандартом допускается проведение итоговой аттестации в форме защиты выпускной квалификационной работы, защиты диплома или в виде запуска собственного стартапа. И ряд вузов воспользовался этим правом. Благодаря опять же самоотверженным усилиям преподавателей в университетах в новом формате прошли государственные экзамены, состоялась защита выпускных квалификационных работ.

Несмотря на беспрецедентные условия обучения, диплом о высшем образовании в 2020 году получили 550 тысяч студентов очной формы обучения. Можно сказать, что переход на дистанционный формат работы был вынужденной необходимостью, но российская система высшего образования с данным вызовом в целом справилась. А вот выводы.

Во-первых, стало понятно, что инфраструктура вузов оказалась не вполне готова к полному переводу учебного процесса в онлайн.

Во-вторых, эффективное использование информационных технологий требует особых навыков и знаний преподавателей, особой организации учебного процесса, поэтому возникла необходимость создания системы поощрения и мотивации педагогов, которые активно включаются в проектирование и использование новых цифровых ресурсов и практик.

Наконец, ситуация показала самое главное — невозможность перенести ряд важнейших процессов университетской жизни в виртуальное пространство. Стало очевидно, что полная реализация программ высшего образования в дистанционном формате невозможна. И ни в коем случае не должна идти речь о полной замене одной системы на другую.

Понимая, что ситуация влечёт негативные социально-экономические последствия, мы в первую очередь обсудили с союзом ректоров меры социальной поддержки студенчества. Главное — это рекомендация вузам сохранить стоимость обучения при приёме в 2020 году на уровне 2019 года. Подавляющее большинство вузов прислушалось к этой рекомендации. Но в некоторых вузах по ряду направлений в силу разных причин повысили стоимость. Где-то — объективно, сделав это ещё до того, как мы принимали такое решение, до пандемии. Где-то — отвечая на ситуацию со спросом на программы высшего образования. Мы провели мониторинг в августе и приняли соответствующие меры: сегодня во всех вузах стоимость обучения скорректирована до уровня 2019 года.

Частью пакета мер социальной поддержки студентов стала впервые реализуемая программа их трудоустройства на базе самих университетов. В данный момент 149 университетов приняли участие в этой программе, и трудоустроено более 16 тысяч студентов. Речь идёт о работе цифровыми ассистентами, консультантами-психологами, с социально незащищёнными группами, о реализации образовательных программ для населения и о многом другом.

Министерство вместе с молодёжной общественной организацией «Российские студенческие отряды» организовало трудоустройство 42 тысяч студентов в летний трудовой семестр. Более 10 тысяч бойцов студенческих отрядов приняли участие во всероссийских и межрегиональных стройках, более 2,5 тысячи человек отработали в медицинских учреждениях на должностях старшего и среднего медперсонала. Заметно проявили себя и студенческие сельскохозяйственные отряды, а студенты-педагоги применили профессиональные навыки в организации летнего отдыха детей. И что очень важно, работа студентов в студенческих отрядах будет учтена в прохождении учебных практик. Впервые в этом году стартовала программа привлечения выпускников 2020 года на исследовательские позиции в университеты и научные организации.

В качестве меры социальной поддержки президент нашей страны принял решение о выделении дополнительно 11,5 тысячи бюджетных мест для абитуриентов 2020 года. При этом приоритет отдавался в этом году региональным вузам, регионам; в частности, регионы получили более 9,5 тысячи дополнительных мест, это почти 84 процента. В результате общее количество бюджетных мест для поступления в университеты выросло по сравнению с 2019 годом на 17 тысяч, и в итоге была обеспечена доступность высшего образования на 60 процентов для выпускников средних школ. По инициативе президента была расширена программа льготного образовательного кредитования — речь идёт о снижении процентной ставки по таким кредитам до 3 процентов и об увеличении срока пользования кредитом до 15 лет.

Теперь несколько слов о приёмной кампании 2020 года. Конечно, она проходила с рядом особенностей, которые были вызваны пандемией. В первую очередь это касалось сроков приёма. Прошу учесть, что в этом году они были существенно сдвинуты и вузы были поставлены в неординарные условия: по существу, за 20 дней осуществили ту работу, которую раньше делали за полтора месяца. Мы приняли во внимание изменение порядка и сроков сдачи ЕГЭ, особенности проведения финального тура олимпиады школьников.

Поскольку эпидемиологическая ситуация не до конца была понятна, были существенные риски, приёмная кампания шла опосредованно, без личного присутствия абитуриентов. Было много опасений, но сегодня можно сказать: приёмная кампания состоялась. Поступающие подавали заявления о приёме в вуз с приложением всех необходимых документов онлайн. В этом году мы впервые запустили централизованный сервис «Поступи в вуз онлайн». И более 20 тысяч выпускников воспользовались этим сервисом.

С удовлетворением хочу отметить, что количество желающих поступить в российские университеты в этом году не уменьшилось, несмотря на то, что количество выпускников школ, сдавших ЕГЭ, было меньше. Более того, средний балл ЕГЭ во многих регионах и в региональных вузах в этом году заметно повысился. Традиционно большой популярностью пользуются специальности и направления в области информационных технологий, здравоохранения, педагогики, инженерного дела.

Конечно, условия, в которых мы оказались, повлияли на предпочтения абитуриентов. Но что мы заметили? На ситуацию с миграцией внутри страны — а это один из больных вопросов, мы обсуждаем его уже много-много лет — существенное влияние оказало распределение бюджетных мест в регионы в сторону их увеличения. То есть, с одной стороны, была ограничена мобильность внутри страны, возможность выезда за рубеж, с другой стороны, увеличено количество бюджетных мест в регионах. И большинство выпускников школ, кто ранее принял бы другое решение, в этом году поступили на бюджетные места в региональные вузы.

Абсолютное большинство абитуриентов реализовали конституционное право на конкурсной основе получить высшее образование, в том числе бесплатно. Для обучения по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в очной форме в вузы зачислено 620 тысяч студентов.

Из-за существующих ограничений особое внимание в этом году уделяется обеспечению благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в учебных корпусах и общежитиях. В июле совместно с Роспотребнадзором были разработаны специальные рекомендации, и учебный год в подавляющем большинстве вузов для миллионов студентов начался 1 сентября в традиционном формате при соблюдении мер санитарной безопасности. И сегодня эти меры доказывают свою эффективность: 719 вузов из 724 открыли свои двери для студентов, ещё 5 негосударственных вузов начнут работу в октябре и ноябре. Массовых вспышек и очагов заболеваний в учебных корпусах и в общежитиях не зафиксировано.

Новая реальность, в которой оказались миллионы студентов в период пандемии, потребовала от вузов, от университетов, от министерства нестандартных решений в работе с молодёжью, помогла динамичному развитию новых форматов воспитания. Мы исходим из того, что воспитание тесно связано с образованием, немыслимо без него, и наоборот, образование подразумевает воспитание. Не так давно принят соответствующий закон. Это задача не только для общеобразовательной школы, но и для высшей школы. С переходом вузов на удалёнку выяснилось, что формальные молодёжные структуры сразу же прекратили свою активность. Зато организации и клубы, имеющие настоящих студенческих лидеров, добровольные объединения, представленные в социальных сетях, напротив, в значительной степени сохранили продуктивную деятельность.

Ключевой подход был найден в волонтёрской деятельности. Следует отметить, что в этом направлении у вузов был колоссальный опыт и до пандемии, но во время распространения коронавируса студенты ещё более активно включились в волонтёрское движение. Многие из них стали волонтёрами для поддержки обучения школьников, для помощи учителям школ и вузовским преподавателям в использовании цифровых технологий.

Важной особенностью работы волонтёров в этот период стал упор на профиль их обучения. По существу, это было обучение на практике, потому что фактически студенты не только вносили весомый вклад в борьбу с коронавирусом, но и развивали свои профессиональные навыки. Волонтёры-медики — в оказании медицинской помощи, волонтёры — юристы и психологи (особенно психологи) — в области консультирования. А студенты технических специальностей работали цифровыми волонтёрами. Эту работу необходимо продолжить, внедряя новые форматы воспитания, которые соответствуют вызовам времени. Мы намерены создавать в университетах условия для реализации огромного потенциала студентов, поддерживая их самые разнообразные инициативы.

В связи с этим хочу обратить внимание на ряд моментов. Прежде всего, наряду с волонтёрством, с развитием студенческих клубов, мы будем активно привлекать молодёжь в исследовательские проекты, в развитие науки и технологий, в проекты технологического предпринимательства. Принципиально важно усилиями всех уровней власти сконцентрировать внимание на создании в каждом регионе, в каждом вузе комфортных условий для научно-технического творчества молодёжи, для появления и пестования новых идей и их последующего внедрения. Для этого, конечно, должна быть такая инфраструктура, которая соответствовала бы запросам, представлениям молодёжи, их форматам общения. Я имею в виду открытые пространства для коллективной работы с доступом 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Это, конечно же, означает переход от поточных лекционных аудиторий к трансформируемым учебным залам для проектной работы. Наши университеты должны стать по-настоящему родным домом для каждого студента, чтобы была возможность за рамками обучения реализовать свой потенциал.

Нельзя не отметить, что важнейшей задачей университетов — и мы их так нацеливаем — является включение целого поколения образованной и активной молодёжи в процесс выработки решений и принятия на себя ответственности за будущее страны. Это невозможно сделать без конструктивного взаимодействия между поколениями. И в связи с этим, уважаемые депутаты, хочу сказать огромное спасибо вам, поскольку многие из вас бывают в вузах, встречаются с молодёжью, со студентами, участвуют в реализации огромного количества просветительских, гуманитарных, исторических проектов.

Не менее важная тема — последовательное формирование у молодёжи уважения к истории родной страны, к культуре и традициям населяющих её народов. Страна у нас большая, сложная, разнообразная, в основе лежат разные традиции, но в то же время у нас общая история, общие ценности и общая судьба.

В этом году наши усилия были направлены прежде всего на противодействие эпидемии коронавируса, на выработку и реализацию мер поддержки студентов и преподавателей. Мы будем продолжать эту работу, разумеется, и дальше. Вместе с тем всё это время мы не упускали из виду вопросы долгосрочной повестки. По мере возвращения к привычному ритму жизни крайне важно обеспечить динамичное решение стратегических задач, запустить новые масштабные проекты с дальним горизонтом планирования.

В условиях пандемии мы переосмыслили многие подходы к развитию высшего образования и науки, оценили будущие вызовы. Исходя из этого мы, опираясь на лучшие практики прошлых лет, предлагаем в этом году запустить новый долгосрочный проект поддержки российских университетов и научных организаций с горизонтом до 2030 года. Мы называем этот проект программой академического лидерства. В нём обязательно должны участвовать не только государственные, но и негосударственные вузы, а также региональные и отраслевые — медицинские, транспортные, педагогические, творческие, сельскохозяйственные.

Мы провели огромную работу, согласовали этот проект и обсудили его на площадках Российской академии наук, Российского союза ректоров, в регионах, с ректорами творческих вузов. Главной целью этого проекта должно стать существенное увеличение вклада научных и образовательных организаций в достижение национальных целей развития страны. Приоритетным как для нас, для министерства, так и для вузов является создание возможностей для реализации, развития талантов.

ФАЛЬКОВ Валерий Николаевич,

министр науки и высшего образования Российской Федерации

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru