Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№7, Июль 2009

Мнения

Анна Блаженова

 

В ПЛЕНУ СТЕРЕОТИПОВ

 

Согласна, что русская цивилизация немыслима без традиционной народной культуры. На протяжении достаточно долгого времени за рубежом народную культуру Россию представляли государственный ансамбль «Березка», крупные государственные народные хоры и так далее. Сейчас мы наблюдаем в России рост интереса к традиционной народной культуре в ее аутентичных формах – развитие самодеятельных и профессиональных, на базе разных учебных учреждений, творческих объединений, занимающихся аутентичными формами традиционной народной культуры.

Как оценить эту тенденцию? Некий путь капитализации культуры, работа с имиджем страны или это откат назад, архаизация?

Здесь говорили о туризме. Сейчас действительно обсуждаются проблемы различных этнокультурных индустрий, в том числе, туризма, создания медийных продуктов, новых музейных предложений, новых направлений с тематикой «этно» в сфере моды, фестивального бизнеса и так далее. Ключевой вопрос: что презентуется, каким образом это презентуется, и как сделать так, чтобы все проекты работали на развитие территорий.

И еще: насколько те достопримечательности, которые презентуются туристам, выстроены на локальных традициях, насколько задействован собственный этнокультурный потенциал территорий? Именно этим проблемам сейчас посвящается очень много внимания, потому что задача – не просто презентовать культуру за рубеж, или на своей территории, но еще и сделать так, чтобы эти формы презентаций работали на развитие местного сообщества и на возвращение капитала. Потому что только таким образом это будет работать на развитие России, а не на вывоз.

Возьмем ту же моду, где у нас большие проблемы. С одной стороны, есть тренд и на Западе, и у нас на этномоду. В России полтора дизайнера, которые работают в этом стиле. И какие формы они берут? Это либо «гжель», либо «хохлома». То есть некие стереотипные образные ряды, которые не очень-то работают на увеличение интереса к действительно российским культурам, к развитию туризма. Важно, чтобы все формы, с которыми мы работаем, возвращали людей к национальным культурным ориентирам, к истокам русской цивилизации.

 

Анна БЛАЖЕНОВА

Слушатель Московской высшей школы

социально-экономическихнаук


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".