Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№1, Январь 2004

Марк Шкундин. Новый государь.

 

Дик Моррис. Новый государь. Новая версия Макиавелли для двадцать первого века / М.: НиККОЛО М., 2003

Дик Моррис — один из крупнейших американских политических консуль­тантов, успешный руководитель более чем 30 кампаний по выборам в Кон­гресс, человек, снискавший широкую известность как автор ряда книг, в ко­торых обобщил как личный, так и мировой опыт политического консульти­рования.

Работа Морриса «Новый государь. Новая версия Макиавелли для двадцать пер­вого века» была опубликована в 1999 году и, естественно, несет на себе отпечаток борьбы, развернувшейся в американском истеблишменте в связи с попытками объ­явить импичмент Биллу Клинтону. Моррис был связан с ним с конца 1970-х, когда помогал молодому прокурору штата Арканзас стать губернатором. Очевидно, имен­но этим объясняется пессимистическая оценка текущего политического момента: стать президентом и управлять страной теперь гораздо труднее, чем когда-либо в прошлом. Агрессивность средств массовой информации и практический отказ от этических норм в политической борьбе привели к тому, что честная победа на вы­борах и успешное исполнение обязанностей после избрания стали делом почти не­осуществимым.

Дик Моррис убежден: фундаментальная парадигма американской политической жизни — переход от представительной, мэдисоновской демократии к прямой, джефферсоновской. Главным же тезисом книги является тот, что «идея важнее де­нег». При этом, уверен Моррис, в предвыборной борьбе конкретные позиции канди­дата важнее имиджа. По мнению политтехнолога, избиратели узнают о том, что именно представляют собой их будущие избранники, благодаря позициям послед­них по конкретным вопросам. Необходимо использовать конкретные вопросы так, чтобы появились подходящие эпитеты и характеристики, которые будут закрепле­ны в сознании и начнут «работать» уже независимо от ситуации, — в этой тактике и лежит ключ к успеху.

Важным и актуальным представляется вывод автора о «преимуществах позити­ва над негативом». В 1960-е годы Америка была влюблена в своих политиков, но после кризисов 1970-х — вьетнамского, уотергейтского и энергетического — настроение избирателей изменилось к худшему и преимущество оказалось на сто­роне негативной рекламы. Но в 1990-х маятник качнулся в обратную сторону: нега­тивная информация в СМИ стала вызывать у избирателей глубокие подозрения. В наши дни правило таково: «утверждающий обязан доказать». И если негативная реклама не отвечает этому важному требованию или содержащиеся в ней факты опровергаются, кандидат, запустивший рекламу, рискует потерять доверие. Имен­но это произошло с сенатором Робертом Доулом в 1996 году.

Чтобы победить на выборах, необходимо обратиться к избирателям с позитив­ной программой. Ни один другой фактор, взятый в отдельности — преимущество в финансировании, более действенная негативная реклама или отличная организа­ция работы предвыборного штаба, — даже отдаленно не равен по значимости пра­вильно составленному обращению, адресованному электорату в самом начале кам­пании. С этим тесно связан и вывод о том, что стратегия избирательной кампании важнее «раскрутки» кандидата.

Моррис считает, что в стратегии, которая должна учитывать настроения обще­ственности, слабости оппонента и собственные сильные стороны кандидата, сле­дует оговорить принципиальный подход к проведению избирательной гонки и основную тему, вокруг которой будет строиться вся кампания.

Один из самых существенных вопросов любой избирательной кампании — это вопрос соотношения экономических аспектов и социальных ценностей. Отвечая на него, Моррис приходит к однозначному выводу о приоритете последних. В связи с чем, по его словам, «традиционная иерархическая пирамида перевернулась с ног на голову»: если раньше в центре внимания политиков были сначала мужчины, по­том женщины и в последнюю очередь дети, то теперь порядок обратный. Есть и еще одно важное наблюдение: новые политические темы в США больше связаны с состраданием и любовью, чем с гневом и ненавистью. Таким образом, американцы склонны голосовать скорее «за», чем «против».

Анализируя современные избирательные кампании, Дик Моррис утверждает, что для победы на выборах надо «быть выше узкопартийных интересов». Кандидат, который хочет добиться успеха, должен переступать границы партийных традиций и показывать, что знает решение также и тех проблем, которые поднимает другая сторона. При этом, пишет Моррис, «кандидат независимо от своей партийной при­надлежности должен принять меры к тому, чтобы не стать заложником экстреми­стов и идейных деятелей из своего же собственного лагеря. Ему необходимо пере­ступить через партийные барьеры и обращаться к независимому центру».

Если в обзорной части своей работы Моррис вступает в полемику с «порочными воззрениями большинства политических аналитиков, которые пере­оценивают силу таких вещей, как деньги, раскрутка, скандал, эгоистический инте­рес избирателя и имидж», то во второй он рассматривает эти проблемы сквозь призму практики управления государством. Автор отмечает, что сложившаяся ситуация все более подтачивает формальные полномочия президентской власти в США. Так, например, экономикой управляет не президент, а Федеральная резерв­ная система; негативное отношение американской общественности к потенциаль­ным человеческим жертвам в будущих военных операциях сужает формальные полномочия президента как главнокомандующего... По мере того как США все больше напоминают прямую демократию джефферсоновского типа, президентская власть становится более чувствительной к импульсам извне и обретает ту непроч­ность, которая характерна для парламентского устройства.

Избранный представитель исполнительной власти каждый день в течение все­го срока своих полномочий нуждается в поддержке большинства населения. Как только его популярность опускается ниже отметки в 50%, он в функциональном от­ношении перестает быть президентом. При этом, замечает Моррис, сохранять за собой большинство — не значит подавлять в себе желание перемен или менять убеждения, — надо только следить, чтобы стиль подачи идей отвечал настроению народа. Политик, который следует своей натуре — яростной или миролюбивой, — грешит высокомерием. По мнению автора, успех гарантирован тому руководителю, который, опираясь как на собственную инициативу, так и на данные социологиче­ских опросов, найдет нужный момент для диалога и подаст в оптимальной форме правильную идею.

Особо рассматривается в книге вопрос о взаимоотношениях политиков и средств массовой информации. Общественность, утверждает Моррис, определя­ет свои приоритеты совершенно независимо от СМИ. Люди обращают внимание на то, что их интересует, а не на то, что кажется важным журналистам.

В то время как СМИ переоценивают свои способности формировать обществен­ное мнение, политики и политтехнологи в свою очередь переоценивают степень своего влияния на журналистов. Огромная часть времени, которую люди, избран­ные на публичные посты, или кандидаты тратят на то, чтобы предстать в новостях в выгодном свете, расходуется практически впустую.

Впрочем, если в средствах массовой информации разрастается скандал, то, считает Моррис, возможностей «победить» у политика не существует. Единствен­ный путь уцелеть — это сказать правду, выдержать удар и двигаться дальше. «Дальше» означает: отвлечь общественность от скандала, сфокусировав внима­ние на других крупных политических вопросах.

Обсуждается в книге и «гамлетовский вопрос» любого политика: «Стоит ли вы­двигать свою кандидатуру?» Главное здесь — понять, назрело ли время для пере­мен, и получить точную информацию о настроениях избирателей. Если политик хо­чет выставить свою кандидатуру на должность, которая уже занята, правило гла­сит: «Не делай этого, если нет настоятельной необходимости». Что же касается из­брания на вакантное место, то «если вы действительно серьезно намерены занять­ся политикой, попытайтесь».

Ключевая проблема — поиск темы, вокруг которой будет вестись кампания. Скептически настроенные избиратели просто не воспримут размещенное в плат­ной рекламе восхваление достоинств и добродетелей кандидата. Затрагивать ос­новные озабоченности избирателей, всегда пользоваться поддержкой большинст­ва, существенно влиять на выбор электората — вот основные требования, предъ­являемые к теме. Победителем становится тот, кто нашел лучшую тему и был наиболее настойчив в ее разъяснении и продвижении.

Вполне в духе Макиавелли выдержаны и рекомендации автора по ведению по­лемики с оппонентом. Моррис считает, что согласие и похвала — наиболее разрушительное оружие в любом политическом арсенале. Если соперник имеет явное преимущество в каком-либо вопросе, то лучше всего «задушить его в объятиях», показав, что ваши позиции практически не расходятся.

Главный же закон политического состязания состоит в том, что любое утвер­ждение должно быть доказано. Каждое позитивное и негативное заявление, сде­ланное кандидатом или содержащееся в его рекламе, становится объектом скепти­цизма или предметом критики со стороны оппозиции. Если такое заявление ока­жется необоснованным или недостоверным, оно нанесет кандидату больше вреда, чем самая неудобная для него проблема.

Однако даже победа в дебатах — не главное для кандидата. Прежде всего он должен выиграть молчаливые дебаты между верой и скептицизмом в умах избира­телей. Именно от исхода этой битвы зависит результат выборов и дальнейшее по­литическое благополучие человека во власти.

Марк ШКУНДИН


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".