Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№5, Май 2004

идеи для России

Георгий Киреев. Плюрализм СМИ - иммунитет общества.

 

Конкурс, объявленный Фондом «Единство во имя России» и нашим журналом, продолжается. В № 3 был опубликован материал кандидата технических наук из Санкт-Петербурга Игоря Мишко - «Создание венчурной биржи». Сегодня мы предлагаем вашему вниманию еще одну статью, отобранную из большой читательской почты.

Россия поражена страшной болезнью – дефицитом институтов общественного контроля. В отличие от СПИДа эта болезнь поражает не отдельных людей, а всю нацию.

В системе социально-политических институтов России, обеспечивающих  нормальное функционирование и развитие государства и общества еще не получил логического завершения процесс формирования защитной системы, препятствующей разрастанию главных пороков властных структур: коррупции, политического застоя, тенденции к узурпации власти отдельными группами и лицами, манипулирования общественным сознанием в интересах отдельных социальных групп и корпораций.

Три властные ветви - законодательная, исполнительная и судебная - не обретут достаточную для нормального развития общества устойчивость, если наряду с ними мы не создадим живого и повседневного общественного контроля за государственными институтами и субъектами социально-политических отношений.

Общество, в котором такая система не создана, это организм без иммунитета, не способный сопротивляться социальным недугам. Человечество давно уже выработало наиболее эффективный контрольный механизм – это совокупный плюрализм СМИ - множественность автономных СМИ, имеющих доступ к разнообразным источникам информации и отражающих широкий спектр сложившихся в обществе политических, социальных, религиозных и культурных связей. Именно совокупный плюрализм СМИ – одна из фундаментальных основ гражданского общества – и обеспечивает реализацию права на свободу слова, без чего говорить о реально действующем общественном контроле невозможно. Однако плюралистическая система СМИ в России не только не создана до конца, но и в ней уже заложен порок, который ведет к злокачественным мутациям самого организма.

В действующем законодательстве о СМИ проблема гарантии свободы слова – «цензура запрещена» - решена насколько бесхитростно, настолько и малоэффективно, делая запрет на цензуру заведомо неисполнимым. Дело в том, что закон запрещает вмешательство в редакционную деятельность всем, в том числе и учредителям, являющимися собственниками СМИ. Надо быть непростительно наивным, чтобы верить, что подавляющее число СМИ учреждаются исключительно в информационных целях, для торжества свободы слова, а не для более приземленных дел: коммерции, реализации корпоративных задач, пропагандистского обслуживания партий и т.п.

На практике уже с момента создания СМИ учредители достаточно четко и ясно определяют и контролируют содержание публикаций. Такова реальность и в центре, и в регионах.

Так что же делать? - Отказаться от запрета на цензуру со стороны собственников-учредителей. Тем самым мы освободим путь развития совокупного плюрализма СМИ от тумана лицемерных деклараций. Но как обеспечить при этом реальный механизм, который бы создавал условия для выполнения СМИ принципиальной функции общественного контроля и не позволял выдавать корпоративные интересы и мнения за интересы и мнения общественные?

Это жизненно важно именно сейчас, когда в развитии механизма совокупного плюрализма СМИ наметились явно порочные тенденции.

Во-первых, повсеместно СМИ все более переходят под контроль органов политической власти, как на государственном, так и на местном уровне.

Во-вторых, процесс формирования корпоративных СМИ идет намного более опережающими темпами, чем СМИ, нацеленных на удовлетворение интересов и информационных потребностей общества.

В-третьих, СМИ, ангажированные корпорациями, все более мимикрируют в качестве общественных средств массовой информации.

Эти процессы ведут к тому, что политическая система все более уходит из-под общественного контроля, а общественное сознание становится еще уязвимее для манипуляций со стороны тех или иных групп, обладающих серьезными финансово-экономическими ресурсами.

Чтобы не допустить этого, чтобы механизм совокупного плюрализма СМИ мог полноценно выполнять функцию общественного контроля, необходимо, на мой взгляд, провести реформирование системы СМИ.

Для этого надо на законодательном уровне четко разделить все средства массовой информации на следующие типы.

1. Общественные СМИ. Независимые профессиональные издания, теле- и радиостанции, учредителями которых являются редакционные коллективы, а финансирование осуществляется за счет подписки, реализации в розницу, рекламы, бюджетных дотаций (например, на доставку), выделяемых на основании федерального закона о поддержке общественной прессы. Запрещены пожертвования на функционирование СМИ этого разряда отдельными физическими и юридическими лицами, право на размещение рекламы предоставляется только общественным изданиям.

Общественный характер СМИ и их относительная независимость определяются тем, что основные источники финансирования имеют общественное происхождение (подписка, покупка в розницу, реклама, федеральный бюджет).

При этом именно издания этого типа составляют основу контрольного механизма совокупного плюрализма СМИ. А свободная конкуренция этих СМИ фактически ставит их в положение перманентной выборности гражданами, которые практически повседневно голосуют за то или иное издание самым реальным и действенным мандатом – рублем.

2. СМИ государственных органов и органов самоуправления. Создаются для публикации только официальных документов, разъяснения решений, информирования о регламенте работы госорганов и других официальных сообщений. Финансирование осуществляется только из соответствующих бюджетов, продажи по подписке и в розницу.

3. Партийные СМИ. Финансируются только через партийную кассу, за счет продажи в розницу и по подписке.

4. Частные издания. Издания, учредителями которых являются юридические и физические лица, не осуществляющие непосредственно журналистскую деятельность в данном СМИ и использующие наемный труд журналистов. Финансирование этих изданий осуществляется учредителями, за счет выручки от продажи в розницу и по подписке.

5. Научные, просветительские и научно-популярные издания. Издания научных, просветительских организаций и обществ, частных лиц, целью которых является обмен научно-технической информацией, распространение научных знаний либо их популяризация, культурно-просветительская работа. Публикация политической рекламы в этих изданиях должна быть запрещена.

6. Рекламные издания. Издания, публикующие только рекламу и коммерческую информацию. Публикация политической рекламы в этих изданиях должна быть также запрещена.

В соответствии с этой классификацией и должны подаваться заявки на регистрацию СМИ. При этом регистрирующий орган должен быть выведен из системы госорганов и сделаться общественной контрольно-регистрационной палатой, обеспечивающей контроль за источниками финансирования с правом принимать решение либо о передаче в суд дела о закрытии издания, либо о его переводе из одного разряда в другой.

Что при этом достигается?

- Законодательное разделение «общественных» и «ангажированных» СМИ с предоставлением первым определенных преимуществ и в первую очередь - преимущественное право использования общественных источников финансирования.

- Четкое определение информационного поля, на котором органы власти имеют право выступать самостоятельным «игроком», что значительно сужает возможности использования административного ресурса для манипулирования общественным мнением.

- Общество получает более определенную возможность идентификации СМИ и того, кто за ним стоит, чей интерес обслуживает это средство массовой информации.

- Создаются более благоприятные условия для того, чтобы посредством совокупного плюрализма СМИ более эффективно исполняли функции четвертой ветви власти, осуществляющей общественный контроль деятельности государства и других субъектов общественных отношений.

Георгий КИРЕЕВ

Журналист

г. Костомукша, Карелия


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".