Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№3, Март 2006

МНЕНИЯ

Ольга Манжулина

 

ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ

 

В последние годы публичная дипломатия заняла одно из ключевых мест во внешнеполитической деятельности Соединенных Штатов. Как эксперты, так и представители исполнительной и законодательной власти признают эффективность публичной дипломатии и необходимость ее использования для создания благоприятной атмосферы за рубежом, способствующей успешному проведению политических, военных или экономических  акций.

Целевой аудиторией публичной дипломатии являются как правительства зарубежных стран и элита, так и широкие круги общественности, представители СМИ, культуры, искусства, академическая среда и подрастающее поколение. В течение последних пяти лет публичная дипломатия вернулась на традиционно почетное место во внешнеполитической деятельности США в качестве реакции на растущий антиамериканизм. Ошибочным сегодня признается прежнее отношение к публичной дипломатии как  средству решения уже появившихся проблем. Таким образом, публичная дипломатия является превентивным механизмом во внешней политике.

Сегодня к проведению программ публичной дипломатии привлекается тысячи НПО, представители деловых и академических кругов, деятели культуры и искусства. Заинтересованность привлечения НПО к программам публичной дипломатии объясняется той ролью, которая отводится общественности в современной политике, и формальной независимостью НПО, которые имеют больший кредит доверия у граждан зарубежных стран, нежели государственные учреждения. Особая роль частных лиц и негосударственных организаций во внешней политике США опирается на осознание того, что их отношения с зарубежными партнерами имеют тенденцию продолжаться независимо от межгосударственных отношений.

К ключевым институтам публичной дипломатии можно отнести Государственный департамент, Совет управляющих вещанием, Министерство обороны, некоторые отделы Белого дома, Совещательную комиссию по публичной дипломатии (созданную Конгрессом и члены которой назначаются президентом), Агентство международного развития, прочие государственные агентства и многочисленные НПО.

После терактов 11 сентября администрация Джорджа Буша сформулировала фундаментальные основы публичной дипломатии.

Первая – политическая составляющая. Основной обязанностью объявляется обеспечение понимания иностранной аудиторией американской политики такой, какая она есть, а не как о ней говорят другие. Американское правительство предпочитает предлагать свою версию событий и заполнять собственной информацией максимально возможное количество зарубежных печатных изданий, телевизионных и радиоэфиров.

Вторая основа публичной дипломатии заключается в признании необходимости разъяснять политику, обосновывая ее фундаментальными ценностями и культурой США.

Третья состоит в том, чтобы делать обращения США к международной общественности последовательными, правдивыми и убедительными. Для этой цели Государственный департамент руководит межведомственным Комитетом международной политики, а в Белом доме  сформирован Отдел глобального вещания, который вырос из коалиционных информационных центров, созданных для проведения целенаправленных и своевременных акций публичной дипломатии во время афганской кампании.

Четвертая заключается в умении адаптировать обращения для конкретных аудиторий, для чего изучаются целевые группы и их реакция на программы публичной дипломатии.

Пятая основа публичной дипломатии состоит в признании печатных и электронных СМИ в качестве главного инструмента информационных программ. В век спутникового телевидения и Интернета, когда политические обращения стали молниеносной реакцией на любые события, молчание рассматривается как вакуум, который СМИ заполнят еще чьей-то точкой зрения, если официальный Вашингтон не захочет или не сможет выступить незамедлительно.

Шестая основа американской публичной дипломатии – альянсы и различные партнеры, посредством которых правительство может охватывать новые широкие аудитории. Сила международных альянсов и партнеров из частного сектора, будь то ТНК, гуманитарные организации или просто живущие за рубежом американцы, видится немаловажной для достижения государственных внешнеполитических целей. Такие партнерства не только открывают доступ к более широким слоям населения, привносят свежие идеи и дополнительные ресурсы, но и предлагают независимое подтверждение правительственных сообщений, которые в противном случае могут быть восприняты в качестве пропаганды и совсем проигнорированы.

Государственный департамент старается привлекать к сотрудничеству жителей тех стран, на которые нацелены программы публичной дипломатии США. Есть мнение, что молодые арабы и мусульмане, муллы, журналисты и ведущие телепрограмм, поддерживающие США, вызывают несравнимо больше доверия, чем американский дипломат.

Седьмая основа публичной дипломатии – международное общение и программы обмена.

Сегодня американские дипломаты, имеющие в своем распоряжении огромный инструментарий для проведения публичной дипломатии, не пренебрегают личными встречами с представителями государственных учреждений и общественности. С 2002 года посол США в Марокко дает задание всем дипломатам посетить школы страны пребывания и рассказать о себе и об Америке. Более того, дипломатам дается указание принять во внимание месяц Рамадан и обязательно устраивать обеды по случаю Ураза-байрама –  разговения после поста.

Американские эксперты и дипломаты признают, что ошибкой Государственного департамента в 1990-е годы был сбор данных через электронные источники и в меньшей степени получение информации посредством межличностного общения.

Администрация Джорджа Буша не только остановила десятилетний спад в выделении ресурсов на публичную дипломатию, но и существенно усилила кадровый состав и подготовку специалистов. Большая часть программ в сфере публичной дипломатии США была переориентирована в 2001 году на страны с мусульманским большинством, что соотносится с основным вектором внешней политики США.

Нельзя не заметить, что, несмотря на выделение немалых финансовых средств и огромную работу, которая проводится в области публичной дипломатии, в большинстве стран мира антиамериканские настроения имеют тенденцию к росту. Антиамериканизм, на борьбу с которым нацелены программы публичной дипломатии, чаще всего выражается в недоверии к политике, проводимой США, их лидерам и политическим институтам. Официальный Вашингтон не отказывается от наличия существенных различий в политике и позициях с другими странами, но полагает, что некоторые спорные действия США могли бы вызвать меньше антагонизма, если бы были лучше представлены общественности всего мира через программы публичной дипломатии.

Стереотипы и неверные представления граждан зарубежных стран вызывают сложности при проведении внешней политики. Несмотря на то, что развитие информационных технологий помогает преобразовывать мир в «глобальную деревню», сокращая расстояния, сокрушая невежество и предубеждения, СМИ все же искажают многие представления граждан разных стран друг о друге. Поэтому одной из главных задач публичной дипломатии стоит объективное и благоприятное представление государства в зарубежных СМИ.

Не все страны мира владеют столь мощным разветвленным аппаратом публичной дипломатии и столь впечатляющими финансовыми возможностями, которыми обладают США, но трудно найти развитое государство, которое бы не осознавало важность этого направления внешнеполитической деятельности для продвижения национальных интересов. Бесспорно, опыт США исключительно полезен для развития российской публичной дипломатии. Грамотное позиционирование государства на международной арене, раскрутка брэнда страны со всеми достоинствами науки, культуры, искусства, спорта, демонстрация природных богатств, экономических возможностей, политической стабильности позволяет создать благодатную почву для решения политических и экономических вопросов. В современном мире, при определенных условиях, публичная дипломатия может быть более мощным средством оказания влияния, нежели экономические санкции, политические или военные акции.

 

Ольга МАНЖУЛИНА

Преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".