Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№11, Ноябрь 2007

ГЛАВНАЯ ТЕМА: мнения

Александр Вильсон

 

ЧАСТНАЯ ШКОЛА – ПАДЧЕРИЦА?

 

За прошедшие пятнадцать лет в России сформировался сектор негосударственного образования, который включает более 600 высших учебных заведений, 260 средних специальных учебных заведений, почти тысячу школ, десятки тысяч организаций дополнительного образования.

Фундаментальным итогом прошедших лет можно считать то, что в рамках сектора негосударственного образования сегодня создана оригинальная практика с некоммерческим типом деятельности, которая во всем мире составляет организационную основу гражданского общества. Не случайно сегодня существует тенденция отказа негосударственных школ от узкого понятия «частная школа», поскольку высокоэффективная образовательная деятельность негосударственных школ и вузов имеет и общественное, и государственное значение.

Необходимо подчеркнуть внешне малозаметные, но чрезвычайно важные функции негосударственного образования. В негосударственном секторе обеспечено получение хорошего образования для трудных детей и детей со специальными нуждами, которые в обычной школе и вузах, как правило, в массе своей оказываются на обочине и устойчиво отстают. Построена практика гибкого применения форм, методов и содержания образования, непрерывной интеграции общего и дополнительного образования, а также организации содержательной жизнедеятельности ребенка в условиях круглосуточного пребывания. Введена в практику универсальная система педагогического труда, что позволяет обучать в интенсивных формах даже отстающих и слабо подготовленных детей. Негосударственное образование является надежным работодателем для педагогов и управленцев, обслуживающего персонала, а нередко и для самих учащихся, через разнообразные формы включения их в оплачиваемый обслуживающий труд.

Несмотря на доказанную самим временем востребованность негосударственных школ и вузов, законодательство на федеральном и региональном уровне не обеспечивает правового равенства государственного и негосударственного секторов образования. Из федерального закона 122 был изъят ряд статей, гарантирующих негосударственным организациям освобождение от всех видов налогов, в том числе платы за землю, а также бюджетное финансирование аккредитованных негосударственных школ. Негосударственные вузы отстранены от государственных ресурсов, не имеют преференций по помещениям и коммунальным платежам, обложены всеми возможными налогами, но подвергаются тому же контролю за деятельностью, что и государственные вузы. В дополнительном образовании свирепствует аренда. Нет никаких законодательных льгот. Дополнительное образование, судя по отношению к нему со стороны государства, сравнялось с продажей пива и пепси-колы в киосках.

На основе общественных слушаний в Государственной Думе, которые провела наша ассоциация 21 марта 2007 года, сформулированы следующие обращения. К Правительству РФ – с просьбой обеспечить равенство правовых условий функционирования государственных и негосударственных образовательных организаций, в том числе по налогам, землепользованию, финансированию аккредитованных организаций, аренде. К министерству науки и образования РФ – обеспечить для негосударственных учебных заведений равноправные с государственными возможности участия в распределении государственного заказа, а также участие в национальном проекте «Образование». К Федеральному собранию РФ – в соответствии с решением Конституционного Суда обеспечить право педагогических работников негосударственных образовательных организаций на досрочную трудовую пенсию; выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в главу Налогового кодекса в части освобождения от обложения земельным налогом негосударственных образовательных организаций; восстановить положения Закона об образовании о государственном муниципальном финансировании аккредитованных негосударственных образовательных организаций, в соответствии с нормативами, установленными для государственных образовательных организаций.

Совместно с нашими юристами мы подготовили четкие формулировки предлагаемых изменений в Закон об образовании. Вопрос за малым: как добиться внесения этих поправок в Госдуму и их принятия.

 

Александр ВИЛЬСОН

Президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций России


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".