Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№11, Ноябрь 2007

ГЛАВНАЯ ТЕМА: мнения

Алексей Майоров

 

КОМУ РУЛИТЬ ШКОЛОЙ?

 

У нас в округе зарплата педагога такая же, какой доклад призывает добиться в 2010 году. Но само по себе увеличение зарплаты, увеличение средств совершенно ничего не говорит об эффективности их расходования.

Ключевой вопрос: самостоятельность руководителя образовательного учреждения. Я имею в виду руководителя школы. То, что сегодня  происходит в организации экономических преобразований, в частности, нормативное финансирование, не делает руководителя образовательного учреждения хозяином средств, не позволяет более или менее свободно распоряжаться этими средствами. Руководитель образовательного учреждения по-прежнему загнан в ситуацию, когда ему муниципалитет диктует: по каким статьям расходов и как что-то сделать. В докладе была замечательная фраза: «Давайте покупать наиболее качественных мастеров производственного обучения». Давайте! Но директор школы не может этого сделать. Его надо его поставить в ситуацию, когда он будет реально распоряжаться деньгами, рулить экономией, которая получится в результате его деятельности.

В этой связи как раз и возникает необходимость общественно-государственного управления. Если мы не изменяем экономический уклад школы, то наше общественное управление, которое мы пытаемся привить школе, не имеет смысла. Ведь сегодня в сложившейся схеме управления общим образованием на уровне школы все распределено: есть функции, записанные за директором, есть функции, записанные за педагогическим советом, и есть некие общественные функции, которые осуществляют какие-то общественные организации. Таким образом, пытаясь развивать общественно-государственное управление, не внося никаких изменений, мы не даем никаких прав, никакой возможности для инициативы руководителям образовательных учреждений.

Традиционно существуют структуры общественного управления. Исторически сложился педагогический совет. Есть еще совет учащихся, родительский комитет. Надо сказать, что педагогический совет существует столько же, сколько существует образование в России. А вот советы учащихся и родительские комитеты то возникали, то их запрещали, то их права расширяли. Почему педагогический совет оказался таким устойчивым? Ответ очень простой. Есть функции, которые может выполнить только педсовет. Сейчас пытаются создать совет школы, управляющий совет – эти структуры называются по-разному, но функция у них одна: это внутренний орган самоуправления. Есть сформировавшийся в последнее время  попечительский совет – как внешний по отношению к школе, так и самостоятельное юридическое лицо.

Что делать с этими структурами? Чем они могут помочь школе? Еще раз надо рассмотреть в соотношении функции директора школы, функции педсовета и функции общественных органов. Надо сделать так, чтобы эти функции, дополняя друг друга, работали на общее благо, а не конфликтовали в своих интересах. Только так можно скомпоновать живую и действующую структуру.

Поэтому такие предложения.

В систему образования надо обязательно ввести общественную компоненту. Она должна включать профессиональное управление. Разрешить в образовательных учреждениях создавать любые параллельные органы самоуправления – ученические, педагогические, родительские, попечительские.

Но ключевым здесь остается педагогический совет, который должен обладать функциями организации учебного процесса, решения вопросов методического характера, профессиональных вопросов. И лишь потом – управляющий совет. Таким образом, мы можем получить сбалансированную систему внутришкольного управления, когда, с одной стороны, один орган будет управлять содержанием процесса, а другой – его поддержкой и контролем.

Для этого необходимо внести минимальные, но очень нужные, изменения в федеральную нормативную базу. Хотя бы в качестве редакции типового положения об образовательном учреждении.

 

Алексей МАЙОРОВ

Заместитель председателя правительства

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

по вопросам образования, науки и внешним связям


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".