Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№11, Ноябрь 2007

ГЛАВНАЯ ТЕМА: мнения

Сергей Казарновский

 

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ

 

Проект «Пятая четверть» мы начали обсуждать с Роланом Антоновичем Быковым много лет назад, когда он пригласил меня работать в Комиссию по культуре детства при Президенте РФ. Тогда и были в основном сформулированы положения проекта. Главная мысль такова: «В России нет россиян, есть москвичи, камчадалы, нижегородцы, и так далее. Люди бьют себя в грудь, говоря, что они представители одной шестой части суши, а по существу – совершенно не знают своей страны».

Проект заключается вот в чем: в школьном дневнике, рядом с графой «Поведение за год» появляется строчка «Пятая четверть» – и зачет. Ребенок, живя в нашей стране, должен иметь возможность посетить разные уголки России. Это не вопрос теории. Если мы говорим о патриотическом воспитании, то лучший способ осуществить его просто трудно придумать.

Думаю, есть в моем предложении и сугубо прагматичная сторона: действительно, не может вся страна работать в двух городах. Рано или поздно страны с такой географией, как у нас, начинают жить там, где есть работа. Можно бесконечно стучать каской, – все равно в скором будущем придется ехать туда, где есть работа. Естественно, люди боятся уехать из мест, в которых выросли, а с возрастом – боятся еще больше. Так вот, необходимо, чтобы с детства возникало реальное представление о стране, а не страх перед ней. Технология же очень проста: школьные обмены, на которые деньги у государства всегда находились.

Еще одно обстоятельство: меня настораживает «нафталинное» воспитание. Например, снова вводятся нормы ГТО. Интересно, как мы теперь будем расшифровывать аббревиатуру? Мне кажется, это неуважение к сегодняшнему поколению, к сегодняшним детям.

В этом году мы выпускаем первое поколение школьников, родившихся в другой стране, 1991 года рождения. Они иногда невольно издеваются над нашими штампами. В школах обычна аббревиатура «ГПД» – группа продленного дня. Отрок, не старше 4-го класса, просто приписал: «где пропадают дети». Он говорит: я написал «пропадают» в хорошем смысле – мне там нравится. Или отроковица на большом зеркале губной помадой пишет: «Не думай, как ты выглядишь. Ты выглядишь хорошо». У меня на столе лежит рисунок. Мальчик нарисовал «пальчиковый театр», он изучает это. На одной руке: Добрыня Никитич, на другой – Змей Горыныч. Бой между ними. Под ними – ширма, на ширме нарисованы красные звезды, серп и молот. Я спрашиваю: «Какое отношение имеет бой Змея и Добрыни к этой символике?» Он отвечает: «Ну, я как-то хотел обозначить время, когда этот бой происходил»…

Они совсем другие люди. Поэтому, говоря об этой программе, я хочу подчеркнуть: «Пятая четверть» – про другое время, про других детей, про свою страну и другую жизнь в ней.

Каждая мама, выпуская своего ребенка в этот мир, хочет, чтобы он как-то приспособился к нему, вписался, иначе говоря – стал свободным. Для этого нужно наладить максимальное количество связей с миром. Нужно размять, размассировать все рецепторы, подключить все способы коммуникации. Это практически нельзя сделать во взрослом состоянии. Как-то в одной телевизионной передаче меня спросили о жестокости подростков: «А можно ли научить понимать чужую боль?» Чужую боль можно научиться чувствовать. Как с патриотизмом – это ведь тоже чувство. Оно может возникнуть при определенных условиях, а может и не возникнуть.

У меня в школе есть такой текст: «Главное правило орфографии, русского языка, самая главная приставка – приставка «со-». Сочувствовать. Сопереживать». Но это возможно только тогда, когда мы перестанем считать воспитание чувств дополнительным образованием.

 

Сергей КАЗАРНОВСКИЙ

Директор Московского образовательного центра «Класс-Центр»


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".