Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№11, Ноябрь 2007

ГЛАВНАЯ ТЕМА: мнения

Любовь Духанина

 

ОДАРЕННОСТЬ – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Необходимо преодолеть несогласованность политики государства и корпоративных инициатив. Важнейшим механизмом решения этой задачи может выступить государственно-частное партнерство. До сих пор существует практика неумного вкладывания денег и неумения предложить услуги со стороны компаний и образовательных центров. Известно немало специалистов, способных с нуля сформировать образовательное учреждение мирового уровня. И мне кажется, нужно вести речь о предпринимательстве в этой сфере. Интеллектуально емкие производства – это не только компьютеры, электроника и нанотехнологии, но и образование тоже.

Однако сложилась такая ситуация: с одной стороны, нет работающего механизма поддержки инициатив граждан, с другой стороны, возникающие в сфере образования общественные некоммерческие организации действуют с трудом. Сказав «конкурируйте», государство все права регулятора в данной конкуренции оставило себе, утвердив таким способом свой статус монополиста в сфере образования. Я за создание конкурентной среды в образовании, и считаю, что выходом могло бы стать государственно-частное партнерство.

Вторая проблема – поддержка одаренных людей. Вопрос особенно актуален в связи с несменяемой ориентацией школы на среднего ученика. Сегодня в связи с дискуссией по поводу учебников уравниловка может коснуться содержания образования. А ведь каждый родитель, отдающий ребенка в детский сад или в школу, лелеет мечту, что его ребенок талантлив. И он прав. Поэтому проблема выявления одаренных детей по сути является проблемой создания условий для их интеллектуального и личностного роста в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

Однако до сих пор нет однозначного понятия одаренности, принимаемого всеми специалистами. Отсутствует статистика опросов по одаренным детям. Нет данных о взаимосвязи существующей системы поддержки одаренности и реальных успехов российских ученых, спортсменов, музыкантов. Сама работа с одаренными детьми в стране не систематизирована. Разработанная почти двадцать лет назад программа «Одаренные дети» нуждается в обновлении. Нового механизма, отвечающего требованиям времени, пока не предложено. В регионах России действуют центры поддержки одаренных детей и выявления таланта у взрослых, но ресурсы их крайне малы. Центры послевузовского образования и повышения квалификации вообще не рассматривают вопрос выявления одаренных и талантливых в среде слушателей, людей среднего и пожилого возраста. Деятельность корпораций по выявлению талантов среди студентов и учащихся школ, работа специалистов в учреждениях дополнительного образования, авторские школы, курсы, мастер-классы ученых и деятелей искусств не берутся во внимание.

Все чаще одаренность противопоставляется предметному знанию и запрос на одаренность принимают… народные целители и колдуны, продюсеры специальных шоу. Между тем работа с одаренными детьми требует особой подготовки и огромного терпения. История богата свидетельствами сопровождения гения неустойчивой психикой, заболеваниями, разного рода аномалиями, да и просто дурным характером. Словом, одаренность это не только творческий полет, это тяжелый труд. Если педагог, специалист-психолог не найдет нужных форм конкретного воплощения и самореализации таланта, то талант примет формы асоциальные.

 

Любовь ДУХАНИНА

Член Общественной палаты РФ,

руководитель рабочей группы «Одарённое поколение»

Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации,

президент образовательного холдинга «Наследник»

 


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".