Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№11, Ноябрь 2007

ГЛАВНАЯ ТЕМА: мнения

Виктор Садовничий

 

МЫ ТЕРЯЕМ СРЕДУ

 

Хочу поговорить о рисках, о том, что может нам угрожать или где мы можем потерять.

Первая тема – потеря фундаментальности нашего образования. Если спросить любого эксперта за рубежом, чем отличается наша система образования, большинство скажет: эта система обладает очень высокой степенью фундаментальной составляющей. Целый год в Московском университете шел семинар, оценивающий уровень преподавания естественных наук в МГУ и в двадцати ведущих зарубежных университетах, среди которых Массачусетский технологический, Беркли, Гарвард, Оксфорд. В общем, в тех университетах, которые находятся на первом месте. Было условие: участники семинара, эксперты – только те, кто работает в этих университетах. Известно, что наших людей там много. Вот они и были участниками семинара.

Вывод таков: по фундаментальной составляющей пока, готов спорить, нет такого университета, который бы приравнялся к тому богатству, которым мы обладаем. Я думаю, что благодаря этому наша наука и наши успехи находятся на мировом уровне. В чем риск? Риск в том, что при таком взрывном расширении высшего образования, при очевидном снижении его качества, а порой и при полной его потере, мы останемся без элитного слоя нашего образования. Угроза абсолютно реальна. Напрасно думать, что сохранить фундаментальное образование можно, так сказать, со следующего года. На самом деле, мы теряем среду. Если мы потеряем среду в университетах, то восстанавливать будем десятки лет. И вот это главная угроза, главный вызов.

Ему надо противостоять вместе с государством, вместе с Академией наук, потому что у нас общие проблемы и задачи, а этот вызов угрожает существованию всей системы образования с теми достоинствами, которые отмечались. Да, высшее образование вскоре будет носить массовый характер, у нас сейчас уже 500 студентов на 10 000 населения. Это показатель если не самый высокий, то не ниже второго места в мире по охвату граждан высшим образованием.

Надо жестко утверждать качество. Конечно, все 3200 университетов и филиалов мы не подтянем до уровня тех учреждений, которые будут сохранять нужное нам фундаментальное образование. И с этим надо спокойно мириться, работая по повышению качества. Но мы обязаны сохранить планку нашего образования.

Здесь в положительном ключе говорилось о Едином Государственном Экзамене, который теперь решил многие проблемы. Я об этом говорил в Белгороде, выступая на совете по приоритетам, и повторюсь. Наша среда не привыкла к тому, что одно испытание решает судьбу человека. Считаю, что разовые испытания могут привести к потере поиска и приема в университеты талантливой молодежи. Представим себе: все решают сотые доли балла, и человек поступает на мехмат МГУ или не поступает. А мы теряем его. Достаточно вспомнить, что академик  Ландау вообще не оканчивал школу, но его нашли. Мы предлагаем систему тестирования распространить на младшие классы, в такой форме приучать к тому, что мы следим за учеником, создаем банк данных его способностей. Тогда разовые испытания не будут случайными, и мы избежим уже начавшихся проблем с ЕГЭ.

Следующая проблема. Нам надо вложиться в создание школ-интернатов для талантливых людей при ведущих центрах, академиях и университетах. Ведь одна школа-интернат №18 им. Холмогорова выпустила за два десятка лет тысячу кандидатов и триста докторов наук, шесть академиков Российской Академии. Одна школа! Значит, такие школы очень нужны, и надо вкладываться в создание, строительство и поддержку школ-интернатов по поиску талантливой молодежи.

Теперь о повышении квалификации. У нас эта система в высшей школе практически потеряна. И что мы делаем? Готовим-готовим талантливых людей, а потом они идут и варятся в своем соку где-то в университете. Там строится система без внешних связей, мы тем самым зануляем все, чего добились – даже при хорошем образовании. Необходимо обязательно срочно вложиться в создание непрерывной системы повышения квалификации. Только такие специалисты могут отслеживать передовые уровни. Если мы говорим о нано- и биотехнологиях, о космосе, нам надо создавать центры повышения квалификации, интегрируя их с международными. Только в таких центрах способны следить за уровнем науки.

 

Виктор САДОВНИЧИЙ

Ректор МГУ имени М.В. Ломоносова,

президент Российского союза ректоров,

президент Евразийской ассоциации университетов,

академик и член президиума РАН


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".