Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№11, Ноябрь 2007

ПОВЕСТКА ДНЯ: мнения

Сергей Рогов

 

ИСКАТЬ НОВЫЕ РЕШЕНИЯ

 

После провала усилий по созданию однополярного мира необходимо подумать, как будет развиваться тенденция к многополярности. Соединенные Штаты в перспективе останутся государством номер один, но США вряд ли будут единственной сверхдержавой. Многополярная система будет сильно отличаться и от того многополярного мира, что существовал до Второй мировой войны, и от биполярной системы времен американо-советской конфронтации. Это будет многоцивилизационная многополярность. Раньше такого не существовало. Сейчас мы живем в период глобализации, когда несколько цивилизаций выступают в качестве основных игроков.

Второе замечание. Практически все крупные игроки будут обладать ядерным оружием.

Наконец, третье замечание. В этой новой многополярности не хватает общепринятых правил игры и институтов: Совет Безопасности ООН, «Большая восьмерка», МВФ, Всемирный банк – все они демонстрируют свою неэффективность. И трудности, которые мы видим в связи с новой политикой протекционизма, я думаю, указывают на то, что управление многополярностью и сохранение стабильности в этой многополярности будет очень серьезной задачей. Многополярность трудно сбалансировать, и конфликт между основными игроками, обладающими ядерным оружием, имел бы катастрофические последствия.

Я думаю, XXI век начался в 1998 году, когда возобновилась гонка вооружений. США сейчас выступают лидерами в этой гонке, Китай, Индия, Россия присоединились к ней, и гонка вооружений стала многосторонней. После 1998 года была война в Косове, афганская война, война в Ираке. США, НАТО применяли вооруженные силы за пределами их традиционных зон влияния не только в Европе, но и в Азии. Кроме того, в 1998 году Индия и Пакистан провели ядерные испытания. Это публично не заостряется, но проблема «как сохранить режим нераспространения ядерного оружия» остается. Тут много места для координации позиций Индии и России, причем без сокращения индийского ядерного потенциала. Но мы не должны делать вид, что такой проблемы не существует.

Впрочем, политические отношения между Индией и Россией таковы, что я даже не представляю, как могли бы вступить в конфликт наши основные интересы. Мы можем говорить об отношениях Индии с Китаем, России с США, но какое бы ни было у нас богатое воображение, мы не можем изобрести такой сценарий, когда бы Индия вступила в конфронтацию с Россией. Однако это не означает, что в наших отношениях нет проблем.

Я хотел бы отметить, что Россия и Индия являются одними из основных игроков на экономическом поле. Если рассмотреть цифры по ВВП за 2006 год, которые были представлены Всемирным банком, то ВВП России и Индии примерно одинаковы. Хотя по паритету покупательной способности индийский ВВП в 2 раза больше, чем российский.

Что же касается затрат на оборону, то у России это 32 миллиарда долларов, а у Индии 20 миллиардов. И если учитывать паритет покупательной способности, опять получается, что Индия тратит на оборону вдвое больше, чем Россия.

Мы также должны признать, что перед нами стоят одни и те же вызовы.

Прежде всего, это исламский радикализм. Он представляет серьезную угрозу национальной безопасности России и, может быть, даже в большей степени, – Индии. Но исламский фундаментализм и терроризм не являются для наших стран внешней угрозой, поскольку обе страны имеют значительное мусульманское население. Большинство мусульман – лояльные граждане, хотя есть радикальные группы, создающие различные взрывоопасные ситуации.

Второй вызов – Китай. Индия и Россия не хотели бы конфронтации с Китаем, но выбор тут не за нами, поскольку есть неопределенность, как будет вести себя китайское руководство в следующем поколении.

Говоря откровенно, я думаю, что Пакистан – наиболее опасная страна в мире. Что последует, если что-то случится с ее лидером: беспорядки, гражданская война, падение центральной власти в ядерной державе? Словом, это представляет особо серьезную проблему и для Индии, и для России, и для других стран.

Недавно произошли серьезные изменения в индо-американских отношениях. Я думаю, что США, оценивая Китай, как основного конкурента в XXI веке, хотели бы использовать Индию для сдерживания Китая. Думаю, Индия старается использовать данный момент для того, чтобы укрепить собственные позиции. Но большой вопрос, кто кого использует в этой ситуации, и к чему приведет недавнее американо-индийское соглашение.

Одна из проблем, с которой сталкивается Индия, состоит в том, что китайцы, отвечая на американскую систему противоракетной обороны и расценивая ее, как индийскую угрозу, станут модернизировать свой ядерный потенциал. И это будет очень серьезный вызов для безопасности Индии.

 

Сергей Рогов

Член-корреспондент Российской академии наук,

директор Института США и Канады


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".