Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№10, Октябрь 2009

Повестка дня: мнения

Николай Кутеев

 

КТО ОЦЕНИТ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ?

С нашей точки зрения, главное, что сейчас нужно сделать, это наладить нормальную, правильную коммуникацию между работодателями и системой образования. Пока все сводится к обсуждению либо структурных, либо финансовых проблем. Идут дебаты вокруг бакалавриата, магистратуры, подушевого нормативного финансирования. Мне кажется, все это проблемы второго плана.

А что же на первом плане? Во многих дискуссиях упоминается опыт подготовки специалистов в Советском Союзе. Тогда хорошо работала схема интеграции производства с наукой и образованием. Поэтому, мне кажется, работодателям нужно думать о запуске научных, инновационных проектов совместно с образовательными учреждениями. Глядишь, в совместной работе с опытными асами-инженерами и молодое поколение подрастет. Возможно, этот путь гораздо короче и эффективнее, чем долгие баталии по поводу того, сколько лет нужно учить формально в системе высшего образования.

Теперь об участии производства в учебном процессе. Функция трудоустройства выпускника — это производная от того, как организован учебный процесс. Если студент де-факто начинает с третьего курса работать на соответствующем предприятии, то никаких проблем с трудоустройством у него не будет. И таких примеров сейчас много. Студенты ведущих вузов, процентов на девяносто, к пятому курсу работают.

Следующее — связка между профессиональными и образовательными стандартами. Очень хорошо, что в последнее время про профессиональные стандарты все больше и больше начали говорить. Очень хорошо, что работодатели начали выражать свои потребности на языке компетенций и умений, которые они ожидают от выпускников. Это правильный подход, и со стороны образовательного сообщества есть некое движение вперед.

Я возглавлял рабочую группу Совета Министерства образования и науки по экспертизе федеральных государственных стандартов, которые должны быть утверждены с 2010 года. У нас две-три недели просто висело на сайте объявление, что мы приглашаем всех работодателей оценить эти стандарты. Получили множество отзывов. И на рабочей группе, и на Совете, обсуждая эти отзывы, как принцип застолбили: при наличии каких бы то ни было замечаний со стороны работодателей к стандарту, этот стандарт в текущем виде утвержден быть не может и отправляется на доработку. Представители образовательного сообщества с этим принципом согласились.

Мне кажется принципиально важным, чтобы работодатели начали создавать общественно-профессиональные организации, которые способны оценивать качество того, что производят вузы, ПТУ и так далее. Понятно, все мы люди, нам свойственно чувство товарищества, особенно там, где взаимодействуют достаточно долго... Вроде бы номинально действует ассоциация работодателей, а на самом деле — это то же самое институтское УМО. Здесь нарушается тот принцип, что учить должен один, а оценивать качество обучения — другой. Это совершенно правильный управленческий принцип, который должен быть реализован и в общем образовании, и в начальном профессиональном, и в среднем профессиональном, а уж тем более, в высшем профессиональном образовании.

Николай КУТЕЕВ
Директор Департамента системного
анализа и стратегического планирования
Министерства промышленности и торговли


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".