Борис Якимович Инновации и творчество Ижевский технический университет в
девяностые годы столкнулся с проблемами, которые отравляли жизнь почти всем
техническим вузам России. Почвой для этих проблем стал отказ от идеологии
подготовки инженерных кадров. Но мы понимали: надо сохранить коллективы преподавателей
и сотрудников, потому что рано или поздно в стране будут востребованы научные
силы, которые помогут воссоздать кадры для производства.
Понятно, что предприятия в то время не были заинтересованы в получении
инженеров. Главное их заботой стало выживание в новых экономических условиях. И
все же наш университет одним из первых перешел на двухуровневую подготовку специалистов
в рамках Болонского процесса. Это было сделано осознанно. Сегодня систему
критикуют, не всегда, на мой взгляд, справедливо, но я не хотел бы вдаваться в
дискуссию. Скажу одно: мы апробировали двухуровневую систему подготовки кадров не
только в экономической и гуманитарной сферах, но и для ряда оборонных
направлений.
Конечно, это непростое дело, потребовалось
внимательно и очень осознанно просмотреть учебные программы, чтобы не выбросить
то, что повышает качество обучения. Давайте задумаемся: если мы шесть лет готовим
по двухуровневой системе полноценного специалиста, то что с ним потом
происходит? Куда он идет работать? Конечно, бакалавр за четыре года обучения не
может превратиться в хорошего специалиста для оборонной промышленности. Но
тогда давайте оставлять в «оборонке» не 30 процентов подготовленных магистров, а
70 или даже 90 процентов. И тогда все встанет на свои места.
Особенностью нашей сегодняшней работы является то, что мы создали
инновационный цикл подготовки специалистов в рамках системы «Бизнес-инкубатор,
технологический парк, взаимодействие с предприятиями». Такой цикл помогает в реализации
очень актуальных проектов. Мы работаем в высокотехнологических направлениях
различных отраслей, сотрудничаем со многими предприятиями оборонного комплекса,
которые стали нашими постоянными партнерами. И сегодня, при такой
целенаправленной работе, мы ощущаем большой интерес оборонных предприятий к подготовке
и получению магистров. Они помогают нам выстраивать индивидуальные программы
подготовки уже готовых бакалавров, получая возможность заказать себе «под ключ»
специалиста и получить его через два года.
Конечно, пока не решаются другие проблемы: закрепление кадров,
финансирование. Но по нашему опыту могу сказать: мы за два года можем отобрать
и подготовить полноценных специалистов после бакалавриата. К сожалению, интерес
промышленных предприятий к сотрудничеству с нашим университетом во многом,
особенно, в последние годы, диктуется задачами гособоронзаказа. Но даже такое
важное направление системно не обеспечено, хотя подготовка специалистов для
гособоронзаказа программно прописана в нормативных документах. Однако никаких
экономических или нормативных рамок, закрепляющих потом выпускников в системе
предприятий оборонно-промышленного комплекса, пока не существует. В прошлом
году, в октябре, проходило Всероссийское совещание по подготовке кадров для
оборонно-промышленного комплекса, на котором среди существенных проблем по
реализации гособоронзаказа рассматривалась неопределенность в положении
выпускников технических вузов на этих предприятиях. Прошел почти год — неопределенность сохраняется.
В рамках взаимодействия с предприятиями мы проводим подготовку набора в нынешнем
учебном году. Университет с 1990 года осуществляет систему непрерывной, многопрофильной
подготовки, начиная с профильных классов в школах города Ижевска и заканчивая
высшим профессиональным образованием, полученным в стенах нашего вуза.
Хочу поддержать программу, которая реализуется Министерством
промышленности и торговли. Безусловно, она будет способствовать реализации
таких механизмов обучения, которые позволят интегрировать систему непрерывного
профессионального образования для подготовки кадров в высокотехнологическом
секторе. Инновационная система, которая позволяет формировать
материально-техническую базу и инфраструктуру для подготовки непрерывных кадров
для высокотехнологичного сектора, уже действует. Она становится не только
вузовской, но и межвузовской реальностью. Сегодня МВТУ имени Баумана направляет
на предприятия оборонно-промышленного комплекса Удмуртской республики с нашей
помощью студентов на практику. А мы получаем заказы промышленных предприятий и
ОПК на реализацию НИОКР и решение технологических задач. Творческая
составляющая в инженерной деятельности позволяет нам достаточно уверенно работать
на этих направлениях.
В заключение о проблемах, связанных с работодателями. Основной механизм для
их решения должен быть, конечно, экономическим. Если бы мы подняли для
студентов, которые учатся по гособоронзаказу, стипендию хотя бы в два раза, как
было раньше, мы бы получили хорошую мотивацию для абитуриентов.
ЯКИМОВИЧ Борис Анатольевич,
ректор Ижевского технического
университета |