Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№10, Октябрь 2009

Главная тема: мнения

Иммануил Валлерстайн

 

РОСТ ЗАПРОСОВ — ЭТО РОСТ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Я слушаю выступления представителей России, Италии, Шри-Ланки и мне кажется, что я нахожусь в США. Все аргументы, которые прозвучали, я постоянно слышу в США, их излагают американцы. И все обсуждения, которые здесь проходят, совершенно такие же, которые проходят и в США на эту тему. Мне кажется, что нужно всю эту дискуссию представить, прежде всего, в историческом ракурсе.

Имеет место феномен, который я бы назвал демократизацией мира. Он в принципе начался в начале XIX века, развивался и развивал спрос со стороны населения различных стран в отношении их правительств. Чего хотели люди от правительств? В принципе, они хотели образования, здравоохранения и некоторых гарантий в отношении безопасности доходов в течение всей жизни, с детства до старости. Эти запросы первоначально прозвучали в Западной Европе, затем в Северной Америке. Сначала люди мало что просили, они требовали начального образования, больниц, небольшой помощи пожилым людям. Что произошло за двести лет в мире? Постоянно повышался уровень запросов, люди хотели, кроме начального образования, среднего, затем университетского, не просто медицинской помощи, а значительной помощи, качественной медицинской страховки, значительных пенсий по старости. Уровень запросов значительно возрос и качественно изменился.

В 2009 году нет ни одной страны в мире, где правительство могло бы оставить в стороне, по крайней мере, частично, такие запросы. То есть имеет место огромный взрыв спроса в адрес правительств со стороны населения. И это, надо учитывать, дорогостоящие мероприятия. Нужно вкладывать значительные средства, чтобы реагировать на такой спрос. Невозможно воспрепятствовать тому, чтобы люди не просили более высокого качества жизни. И для этого есть причины.

Одна из них — демографическая трансформация. При старении населения правительства нуждаются в мигрантах. Чтобы сохранить относительный баланс и найти людей, которые бы вносили свой вклад в выполнение задач правительства. Работодатель нуждается в мигрантах по обычным причинам: потому что это выгодно с точки зрения оплаты труда. Мигранты — важнейший фактор повышения мобильности, особенно для стран с низкими доходами. Когда экономика расширяется, никто не задумывается о росте миграции, но когда возникает ситуация относительной стагнации в экономике, то возникает и противоборство, и возмущение, и озлобление.

Сегодня ситуация в мире нестабильна, и нестабильность будет возрастать в предстоящее десятилетие. США, Германия, Россия, Китай, ЮАР, Бразилия, Иран, Турция и многие другие страны живут в условиях национальной нестабильности. А причина ее связана с уменьшением доходов в реальном выражении и увеличении спроса населения к правительствам. Ситуация непростая для любого правительства, для правительств США, России или Китая. Далее вопрос — кто виноват? Этот вопрос задают все и обвиняют свои правительства в том, что они не смогли решить проблемы.

С другой стороны, люди озлоблены не только на свои правительства, но и на иностранцев, эмигрантов, представителей меньшинств, поскольку, по их мнению, они не платят налоги, потребляя ресурсы. А это уже формула, которая ведет к полному неудовлетворению всего населения в отдельно взятой стране. Сейчас нет ни одного правительства в мире, которое не боится ничего больше, чем восстания населения. Политики хотят оставаться у власти, им не нравится, когда люди говорят: мы хотим от вас избавиться по той или иной причине.

Что делает правительство в этих условиях? У него есть только два инструмента: либо прибегать к репрессиям, либо идти на уступки. Большинство правительств уходит от репрессий, некоторые делают это быстрее, чем другие. Репрессии не так просто проводить, для этого нужно иметь армию, полицию, готовые выступить против своего народа. Да и успех здесь не гарантирован. А уступки означают вливание больших денег. Что делать правительству?

Во-первых, печатать деньги. В США проще это делать, потому что доллар — резервная валюта. Но все печатают или занимают валюту. Это размывание денег. Во-вторых, прибегать к протекционизму, объясняя его так: есть спрос на рабочие места, нужно защищать свое население. Нет ни одного правительства в мире, которое за последние пять лет не стало бы большим протекционистом, чем пять лет тому назад. И Россия, и США, и Китай — все это делают. Возьмем Францию. Николя Саркози пришел к власти, обещая больше свободного рынка. Но как только получил власть, пошел в другом направлении. Почему? Из-за политического давления в стране. Люди в его партии были, кстати, этим очень недовольны.

Растет протекционизм, и мы видим только начало этого процесса.

Государства пытаются свои правила распространить на других. В США, например, считают, что какие-то страны не выполняют правила и их нужно к этому подталкивать. А другие страны реагируют на свои проблемы, а не на проблемы стран, которые пытаются навязывать им свои правила. Протекционизм действует краткосрочно и имеет негативные последствия — сокращает реальности международной торговли, расширяет, с другой стороны, проблемы восстановления производительности, свободного духа предпринимательства и так далее.

Вот такую мы переживаем ситуацию — глобальную и национальную нестабильность. В течение, может быть, еще двух десятилетий нам придется жить в этой реальности.

Иммануил ВАЛЛЕРСТАЙН
Директор Центра имени Фернанда Броделя
по изучению экономики, исторической системы
и цивилизаций в Бингемтонском университете
штата Нью-Йорк, президент Международной
социологической ассоциации


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".