Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№10, Октябрь 2009

Главная тема: мнения

Хосе Луис Родригес Сапатеро

 

ГОСУДАРСТВО ОСТАЕТСЯ ГАРАНТОМ БЕЗОПАСНОСТИ

Тотальное доминирование на протяжении десятилетий идеологии недоверия к государству, недоверия ко всему общественному, стало тяжким грузом, который были вынуждены нести на себе все те, кто отстаивал безальтернативную роль государства в ряде сфер, ключевых для общества и социального единства. Сегодня уже никто не ставит под сомнение, например, необходимость публичного контроля над финансовыми рынками, и уже представляется просто нереальной способность преодолеть последствия климатических изменений без усилий, предпринимаемых и обеспечиваемых государственными структурами.

Решение многих задач мы можем доверить лишь государственным органам. Вместе с тем, мы не должны попусту растрачивать силы государства и подрывать его авторитет, вменяя ему задачи, с выполнением которых успешнее справляются частные лица или организации. Конечно же, решить порученные задачи они могут при наличии гарантированных самим же государством правил беспристрастности и равных возможностей. Иными словами, государство как таковое необходимо и незаменимо, но не более этого.

Выступать в защиту роли государства означает выступать в поддержку демократической политики, в поддержку тех, кто ее осуществляет. А именно — политических партий и, прежде всего, тех, кто представляет интересы граждан, кто несет на себе груз ответственности перед гражданами, кто обсуждает и излагает идеи в условиях плюрализма мнений и свободы деятельности СМИ — непременных условий демократического развития. Кроме того, я убежден, что в равной мере, в какой то или иное общественное деяние соотносится с демократическими ценностями, оно нуждается в политическом импульсе, в политических обязательствах и в участии граждан.

К какому государству мы стремимся, и какое государство способно оказать противодействие вызовам современности?

Государство, которое гарантировало бы безопасность граждан. Важнейшая функция государства всегда состояла в том, чтобы гарантировать безопасность граждан. Безопасность является необходимым условием свободы. Выполнение этой функции в полной мере востребовано и сейчас, это та проверка, которой ежедневно подвергаются все государства.

Наша безопасность нуждается в государстве, в его борьбе с опасностью, непосредственно угрожающей жизни и здоровью людей, — терроризмом. К сожалению, опыт Испании в борьбе с терроризмом очень богат. Речь идет о противодействии терроризму преступной организации ЭТА и противодействии международному терроризму, который совершил страшный теракт в Мадриде в 2004 году. Нам удалось существенно ограничить активность террористов, однако у них все еще сохраняется потенциал для нанесения ударов в нашей стране.

Однако для эффективной борьбы с терроризмом, в первую очередь, необходима решимость общества, которая является опорой для успешной деятельности полиции и международного взаимодействия. Главным образом для международного взаимодействия. Хотел бы подчеркнуть, что успехи в контртеррористической борьбе, которых мы добились у нас в стране, во многом стали возможными благодаря международному взаимодействию, в особенности сотрудничеству с Францией и, конечно, с другими странами.

В контртеррористической борьбе, которая является главным условием в обеспечении безопасности, требуется твердая решимость и убежденность в том, что террористы не могут в результате своих преступных действий ни изменить политический строй, ни подорвать принимаемые демократическим путем решения. В этом и заключается гарантия исчезновения террористов.

Однако помимо борьбы с терроризмом нельзя забывать и об организованной преступности в самых современных известных нам проявлениях. Это организованные мафиозные и преступные группировки, торговля людьми, торговля женщинами, сексуальное насилие над несовершеннолетними или другие возмутительные преступные действия, связанные с коррупцией, политическим подкупом, а также такие, как торговля оружием, отмывание капиталов или торговля наркотиками.

Все они имеют схожие характеристики и одну общую особенность: они не знают границ, границы их не сдерживают, они всегда стремятся расширить свою преступную паутину, включающую все эти современные проявления, далеко за пределами конкретной страны.

Безопасность перед лицом природных рисков, которые увеличиваются в высокой степени вследствие климатических изменений, природных рисков, которые требуют превентивных действий, и природных рисков, которые требуют политических ответов в отношении изменения климата. Таких действий мы ожидаем от саммита в Копенгагене, который проверит на прочность способность и желание государств, входящих в международное сообщество, противостоять одному их самых больших вызовов, стоящих перед миром сегодня.

Перед лицом климатических изменений недопустима колеблющаяся или выжидательная позиция; необходимы исключительно ответственные, решительные и безотлагательные меры. Уже давно на карту поставлено многое, и у человечества нет другого выбора, кроме как принимать твердые решения и применять их на практике.

В условиях рисков природных катастроф необходимо также развернуть дебаты и рассмотреть предложение о более активном сотрудничестве между современными государствами в области защиты граждан, для начала, к примеру, в рамках Европейского союза.

Помимо государств, обеспечивающих безопасность, необходимо иметь государства, отстаивающие социальную сплоченность. Социальная сплоченность является неоценимым общественным благом. Под социальной сплоченностью подразумевается справедливость, беспристрастность, уравновешенность и гармония в обществе, и именно государство призвано обеспечить социальную сплоченность. Рынок предназначен для другого, он действует иным образом, и поэтому во время кризиса усиливается мысль о том, что на государство возложена миссия обеспечить социальную сплоченность. В условиях разобщенности в обществе кризис мог бы стать более серьезным и тяжелым, а, следовательно, перед угрозой безработицы и экономических трудностей государство должно распределять ресурсы во благо граждан в целях обеспечения социальной сплоченности.

Государства способны также стимулировать экономический рост. Среди уроков, извлекаемых из кризиса, который мы сейчас переживаем и хотели бы в скором времени оставить позади, следующий: необходимо иметь регулируемую и эффективно контролируемую финансовую систему, и, если мы хотим восстановить стабильный и устойчивый экономический рост, мы должны принять решения в отношении изменения климата и сделать ставку на более инновационную, конкурентоспособную и хорошо организованную экономику, обладающую более устойчивыми перспективами на будущее.

После всего нами пройденного, в деле восстановления мы не можем полагаться лишь на частные инвестиции и рынки; восстановление также является ответственностью государств, правительств и совместных международных усилий. В силу этого мы ожидаем, что саммит «Большой двадцатки» в Питтсбурге позволит выработать новую модель регулирования международной финансовой системы, сделать решительную ставку на международное сотрудничество в сфере экономики, а также выработать Хартию устойчивой экономики, которая бы утвердила новые подходы в обеспечении экономического роста.

Наконец, государства несут ответственность за глобальную безопасность, не только за внутреннюю. Таким образом, необходимы современные государства, способные действовать в условиях глобализации, содействуя миропорядку.

Мы живем в эпоху многосторонности, в эпоху международных организаций, в эпоху наднациональных организаций, и государства должны адаптироваться к этой реальности. Они знают, как это сделать и могут это сделать, они продемонстрировали свою способность эволюционировать в процессе исторического развития.

Что касается основных вызовов глобальной безопасности, хотел бы в первую очередь выделить проблематику защиты законности и международную безопасность. Порой мы об этом забываем, но самый верный путь к равновесию, к миру и безопасности ведет через уважение международной законности и, соответственно, через противодействие тем, кто может представлять объективную угрозу всему человечеству, подразумевая под этим как террористические действия, так и несостоявшиеся государства.

Мы живем в эпоху глобализации, принесшей позитивные результаты. В наступившей экономической рецессии в международном сообществе еще более возросла актуальность совместной ответственности и принятия совместных решений. Хорошие примеры тому — саммиты «Большой двадцатки», другие традиционные встречи на высшем уровне, как, например, парижская встреча Еврогруппы, которая была инициирована президентом Франции Николя Саркози в качестве ответа международному финансовому кризису. Если бы не существовало Европейского союза и «группы двадцати», мы бы столкнулись с гораздо более глубоким экономическим спадом и, скорее всего, с полным крахом финансовой системы с непредсказуемыми последствиями для всего человечества.

Коротко остановлюсь на проблематике Европы, России и Европейского союза.

1 января 2010 года к Испании переходит председательство в ЕС. Уже в четвертый раз Испания принимает на себя высокую и ответственную миссию руководства Евросоюзом. Хочу заявить, что мы будем работать над тем, чтобы эти шесть месяцев испанского председательства в ЕС сделали Европу более сильной и способной использовать свой статус лидера на благо справедливого и равноправного международного порядка. Это касается и России. Из Евросоюза мы будем обязательно смотреть на Россию, думать о России и о том, как еще прочнее укрепить отношения и связи между нашими странами и народами, отношения между гражданами ЕС и гражданами России.

В ходе последнего визита Президента Медведева в Испанию в марте сего года мы подписали Декларацию о стратегическом партнерстве, которая поднимает отношения между нашими странами на самый высокий уровень за всю их историю. И сейчас, в канун нашего председательства в ЕС, мы хотим, чтобы предстоящая весной будущего года встреча на высшем уровне ЕС—Россия позволила открыть новый этап, сделать качественный скачок в отношениях между ЕС и Россией на базе нового Соглашения между Евросоюзом и Россией о партнерстве и сотрудничестве.

Мы хотим, чтобы в период испанского председательства в имеющихся между ЕС и Россией общих пространствах ощущался предметный прогресс и достигались конкретные договоренности. Мы должны предметно изучить с нашими европейскими коллегами — и обязательно с Президентом Медведевым — предложения по сотрудничеству в энергетической сфере и в строительстве евроатлантической зоны безопасности, что углубит принципы многосторонности и уважения государства и международного права.

Государство есть и еще долго будет являться основной единицей в юридическом и политическом измерениях с целью совместного демократического сосуществования в рамках закона и для обеспечения безопасности и равенства возможностей для граждан, вне зависимости от пола, вероисповедания, убеждений, происхождения и национальности. Ничто не смогло заменить государство в реализации этих основных функций, ничто. Государство несет цивилизаторскую миссию, ключевую и незаменимую, благодаря чему достигается общественный феномен демократического сосуществования граждан, являющихся одновременно и свободными, и равноправными, и различными.

На нынешнем историческом этапе новый формат государства в его классической роли, в его традиционной структуре, определяется его способностью к сотрудничеству, его значимостью на международной арене.

Хосе Луис Родригес САПАТЕРО
Председатель правительства Испании


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".