Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№4, Апрель 2010

КОНКУРС «ДЕРЖАВА»

Екатерина Лазуткина Социальная интеграция пожилых

 

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПОЖИЛЫХ

В России в настоящее время люди за 60 — самая быстро растущая группа населения. Если в 1989 году они составляли 15,3 процента населения страны, к 1998 году их доля выросла до 17,6 процента. Ожидается, что к 2015 году пожилым будет каждый пятый россиянин.

Проблема старости всегда была одной из центральных в мировоззрении людей разных эпох и народов. В обществе к старым людям относятся двояко: негативно и позитивно. Первое имеет место при сравнении старости с «живой могилой» (Мартин Лютер), второе — при оценке старости как периода мудрости и опыта. Современный мир не способствует социальной интеграции пожилых. В современном обществе не развиты механизмы, которые позволяли бы стимулировать социально содержательную деятельность лиц пожилого возраста и тем самым задержать процесс разрушения личности.

Приспособление к старости — это способность определить оптимальные соотношения между неизбежным отдыхом от некоторых сфер прежней жизни и продолжением активного образа жизни. В развитых странах, например, примерно треть жизни пожилые люди проводят в спокойном состоянии, имеют возможность интересно и с пользой для себя проводить время. Конечно, не стоит идеализировать положение пожилых людей в других странах, но при сравнении с положением с пенсионерами в нашей стране становится очевидно, что здесь существует ряд острых проблем в сфере с досугом, образованием и социальным обслуживанием.

По результатам опросов, значительная часть россиян пенсионного возраста переживает сильнейший стресс из-за осознания собственной ненужности, из-за неумения легко адаптироваться к общественным изменениям. Психологический кризис усиливается тяжелым материальным положением, альтернативы постепенному угасанию наедине со своими мыслями у наших стариков практически нет. Общеизвестный факт, что у человека, пребывающего вне общественно-культурной жизни, распадается мотивационная сфера. Одно из самых печальных признаков старости в том, что человеку ничего не нужно. Старые цели — стремление заработать денег, сделать карьеру, устроить семью — уже достигнуты, и человек перестает вообще чего-либо желать. Как только угасает мотивационная сфера, тут же, откликаясь на это, наступает упадок эмоциональный, а затем распад интеллектуальной сферы. Когда же человек живет интеллектуально активной жизнью, то часть характерных проблем старости перестают существовать.

Благоприятно протекающие процессы социальной коммуникации и наличие адекватной социокультурной среды — ключевые аспекты полноценной жизни, социального взаимодействия, информационных обменов между людьми. Сужение круга контактов, характерное для пожилых людей, ограничивает объем используемой ими социально значимой информации. Невостребованность имеющегося у пожилых людей нравственного, духовного, культурного потенциала в структуре их социальной коммуникации наряду с дефицитом текущей социально значимой информации как основная проблема особенно остро проявляется в сфере межпоколенческих отношений, в том числе в собственной семье. Группы друзей и знакомых как ближайшая часть субкультуры, к которой принадлежит пожилой человек, для пожилого человека оказываются невосполнимыми в связи с тем, что постепенно члены коренных культурных групп уходят из жизни.

Телевидение, один из основных источников поступления информации для пенсионеров, демонстрируя фильмы, научно-популярные телепередачи, также вызывает непонимание, недоверие, раздражение пожилых людей. Учреждения культуры — библиотеки, театры, концертные залы, кинотеатры —являются для пожилого населения важнейшими источниками поддержания контактов с культурными ценностями высокого уровня. Но на практике оказывается, что выход на пенсию ограничивает возможности пожилых людей в пользовании услугами этих учреждений. Во-первых, ослабляются стимулы для поддержания определенного культурного уровня, во-вторых, возникают финансовые затруднения, в-третьих, при консервативных вкусах пожилых людей новые элементы современной культуры представляются им чуждыми.

В условиях социальной нестабильности многие пожилые ищут защиту в семье, пытаются адаптироваться к новым условиям и новому статусу с помощью близких. Через семью, общение с детьми и внуками пожилой человек пытается найти новое место в жизни. Семья играет исключительно важную роль на завершающих этапах жизненного цикла человека, образуя ближайшую среду, которая может предоставить пожилым людям материальную помощь и поддержку, обеспечить безопасность и уход, дополнить социальные контакты, сделать более активным образ жизни.

В то же время в современных семьях часто возникают проблемные ситуации. Традиционная установка на попечение о пожилых людях в семье меняется вследствие возрастания издержек семьи, расширения урбанизации, увеличения миграции трудоспособного населения, изменения ценностной системы молодого поколения. В результате пожилые люди все чаще замыкаются. Им остается только общение с ровесниками и средствами массовой информации. Конечно, существует часть пожилого населения, которое максимально эффективно заполняет свой многолетний досуг: религиозные объединения, общественные организации, продолжение трудовой деятельности и другие формы. Но что остается делать тем, кто по каким-то причинам живет один, у кого не совсем близкие отношения с родными или тем, кто просто не хочет мешать своим вечно занятым детям и внукам, кто не может больше работать, кто не знает, как проявить себя в новых обстоятельствах? Человек остается один на один со своими проблемами, а при выходе на улицу и контактах с окружающими возникает новая беда старого человека — геронтофобия современного общества.

В современном мире впервые в истории развития человечества возникла ситуация, когда новые поколения в интеллектуальном отношении и по своей профессиональной подготовке в области использования современных технических средств оказываются выше прежних поколений. Таким образом, старики превращаются в «носителей прошлого» — отживших ценностей, устаревших профессиональных знаний, ненужных эталонов поведения, только мешающих адаптации активного населения. Трудовой опыт старшего поколения в большинстве случаев остается невостребованным, а попытки использовать хорошо работающие в прошлом методы организации труда, стимулирования работников, продвижения по службе могут оказаться даже вредными.

Чем выше в культуре общества ценность индивидуального успеха, тем сильнее дает о себе знать разрыв поколений, тем острее конкуренция между старшими и младшими. Именно здесь возникает противоречивое и часто неприязненное отношение к старости, что выражается в возникновении такого явления, как дискриминация по признаку возраста — эйджизм. При этом пожилой человек не может адаптироваться, спокойно принять изменения современного мира, потому что он просто не понимает происходящего, что часто вызывает насмешку у молодого поколения. Оказываясь в информационном вакууме, пожилой человек еще больше замыкается, боится, не может смириться с новыми обстоятельствами жизни. Нарастающий информационный вакуум, непонимание и неприятие изменений, происходящих в современном мире, семейно-бытовые, социально-экономические, правовые проблемы способствуют ухудшению положения пожилых людей, увеличению осложненных форм депрессии и, как следствие, повышению случаев суицида среди лиц пенсионного возраста.

Генри Шерман сказал: «От старости уйти можно тогда, когда вы сами не принимаете ее как неотвратимую неизбежность». Чтобы наши бабушки и дедушки как можно дольше были физически и духовно здоровы, а их дети и внуки лучше понимали специфику и психологию стареющего человека, необходимо помочь пожилому человеку правильно понять происходящее, реализовать собственные возможности, постараться осуществить то, что не смог сделать в течение жизни, получить знания для дальнейшей полноценной жизни в современном обществе. Перечисленные цели возможно достигнуть при развитии системы неформального образования пожилых. Пятая Международная конференция по образованию взрослых ЮНЕСКО (1997) призывала к созданию «среды образования, благоприятствующей всем формам обучения пожилых людей: путем предоставления пожилым людям доступа ко всем службам и системам, обеспечивающим обучение и профессиональную подготовку взрослых и способствующим тем самым их активному участию в жизни общества».

Образование в пожилом возрасте — инструмент для сохранения способности к социальной адаптации и интеграции через получение на системной основе сведений об изменяющемся мире. Право на образование — одно из основных прав человека — не может быть ограничено по признаку возраста, что подразумевает его непрерывность и возможность продолжения в пожилом возрасте. Образование взрослых в пенсионном возрасте не преследует цели получения профессии, оно относится к неформальному образованию, имеющему цель персонального развития, социальной адаптации и общения людей, сохранения их активной жизненной позиции. «Сейчас доля пожилого населения в мире по отношению к общему населению нашей планеты выше, чем когда бы то ни было, и она неуклонно растет. Этим пожилым людям предстоит внести значительный вклад в развитие общества. В связи с этим важно, чтобы они имели возможность учиться на равных условиях и соответствующим образом. Следует признать, по достоинству оценить и использовать их навыки и способности» (Гамбургская декларация об обучении взрослых, ЮНЕСКО, 1997).

В США пожилые люди могут пройти обучение на специальных отделениях в университетах. Во Франции существуют самостоятельные университеты для обучения пожилых, в Скандинавии, Германии, Австрии — специальные программы в Высших народных школах. При этом хорошо развита сеть неформального образования в виде кружков, консультационных пунктов, клубов встреч и др.

В современной России система образования пожилых людей, к сожалению, пока еще не является достаточно развитой. Однако с каждым годом растет понимание специфики роли пожилых людей в обществе. В последнее время увеличивается количество исследований в области социологии, философии старости, социальной геронтологии. Реализуются проекты по созданию Высших народных школ для пожилых людей, Центров образования взрослых, лекториев, клубов при музеях и библиотеках и др. «Пожилые люди должны иметь доступ к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха» (Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей. Генеральная Ассамблея ООН, 1991).

Исходя из современной ситуации в области образования взрослых, необходимо:

— обеспечить пожилым людям возможность расширять круг межличностных контактов с помощью групп неформальной принадлежности и за счет специальных структур (консультативные пункты, кружки и др.);

— стимулировать развитие социального участия пожилых людей в организованных социокультурных группах;

— обеспечить доступ пожилых людей к образовательным программам, поощряя их стремление к непрерывному образованию, в том числе в период подготовки к выходу на пенсию;

— привлекать на государственном и муниципальном уровнях средства массовой коммуникации для реализации просветительских, информационных, консультативных, развлекательных программ для пожилых людей с учетом их групповых интересов;

— развивать систему неформального образования пожилых людей, проживающих в малых городах и сельской местности.

На наш взгляд, именно университеты, обладая необходимым профессорско-преподавательским составом, материально-технической базой, являясь центром культурной и общественной жизни регионов, должны стать главными проводниками образования для пожилых людей. Учитывая большое количество специальностей университета, каждый факультет, выделяя наиболее подходящих преподавателей, может представить образовательный курс для пожилых слушателей.

При этом главной целью является не только обеспечение разнообразия проводимых занятий и специальных мероприятий, но и приближение образовательных возможностей к дому слушателей с помощью создания сети учебных и консультационных пунктов. Это особенно важно не только в отношении пенсионеров, но и других незащищенных категорий населения. «Приближение образования к дому также подразумевает создание культурно-просветительских центров в непосредственной близости от нашего жилища — не только в школах и вузах, но и в торговых центрах, клубах, музеях, библиотеках, религиозных центрах, парках, центрах отдыха и на рабочих местах» (Меморандум непрерывного образования Европейского Союза, Лиссабон, март 2000).

Томас Манн писал, что старость не должна быть процессом упадка, что мастерство преклонного возраста состоит в том, чтобы из каждой минуты жизни извлекать ценности. Новую философию восприятия старения населения и старости в жизненном цикле отдельного человека необходимо осмыслить с позиции реальностей современной России и положить в основу концептуальных разработок, касающихся создания новых подходов к развитию образования и досуга пожилых людей, профилактики геронтофобии и укрепления межпоколенческого взаимодействия.

Екатерина ЛАЗУТКИНА
Координатор по связям кафедры ЮНЕСКО
филологического факультета Астраханского
педагогического университета


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".