Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№5, Май 2010

ДИСКУССИЯ

Олег Маляров Модернизация и реформа экономики

 

Коррекция экономического курса в Индии

Леонид Орленко в статье «Что мешает модернизации» («Стратегия России», № 2, 2010) поднял исключительно важную тему: возможность использования опыта зарубежных стран для коррекции и оптимизации социально-экономического курса России. Коснулся этой темы и Леонид Малиновский («Модернизация и политэкономия» — «Стратегия России», № 4, 2010). Поэтому вполне резонно полностью посвятить очередную статью освещению опыта конкретной страны.

К сожалению, при выборе ориентиров стратегии экономической реформы в России был выбран путь «прыжка» в социально-экономическую структуру, свойственную сформировавшимся развитым капиталистическим странам, понимаемую как полная свобода рынка и частного предпринимательства. Неудивительно, что «приземлились» не там, где мечталось.

В эксперименте был полностью проигнорирован опыт государств с переходной экономикой — развивающихся стран Азии.

В результате главным путем к построению «капиталистического рая» стало устранение «государства как субъекта экономических отношений в стране» (Е. Гайдар). Именно этот путь, доминирующий и сейчас, на мой взгляд, стал главной причиной экономических бед России.

Между тем успешный опыт модернизации экономики КНР и Индии демонстрирует совершенно иной подход. При всех громадных различиях политического строя двух стран (Индию заслуженно называют «крупнейшей демократией мира»), их социально-экономический курс демонстрирует поразительное сходство.

Разумеется, говоря о возможностях использования этого опыта для коррекции и оптимизации социально-экономического курса России, нельзя забывать о громадных различиях социально-экономических структур и природно-ресурсной базы двух стран и проблемах развития, связанных с этими различиям.

Россия не знает проблем, которые до сих пор стоят перед Индией.

Среди них — доставшееся от колониальных времен громадное аграрное перенаселение. За годы независимости оно возросло втрое. Невозможно «рассосать» его в ходе модернизации промышленности, базирующейся на современной технике с низким потенциалом занятости. Это база сохранения огромных ареалов бедности. В стране истощены водные ресурсы, что все больше ограничивает расширение ирригации, жизненно необходимой для развития сельского хозяйства Индии. Добавим крайнюю ограниченность запасов нефти и газа, страна вынуждена тратить на их ввоз из-за рубежа 30—40 процентов всех импортных расходов.

Тем более поразительно, что при всей тяжести этих проблем Индия добилась громадных успехов в преодолении колониальной структуры и модернизации экономики, в достижении устойчивых темпов экономического роста. Она избежала экономических кризисов 1998 года и 2008—2009 годов.

Экономическая реформа в Индии началась практически одновременно с реформой в России — в 1991 году. Обе реформы имели одинаковую направленность — расширение свободы рынка и крупного частного предпринимательства. Однако результаты оказались весьма различны. Вот основные их показатели. ВВП России в 2008 году составил по отношению к 1990 году 107,5 процента, ВВП Индии — 288,8 процента. Валовые вложения в основной капитал составили в России в 2008 году по отношению к 1990 году 62,7 процента, в Индии — 401,7 процента.

Чем же отличалась индийская реформа от российской?

Экономика Индии и раньше была в основном рыночной, и ей, казалось бы, легче устранить «государство как субъект экономических отношений». Но в Индии не пошли на демонтаж системы государственного сектора регулирования, созданной после завоевания политической независимости. Было сохранено планирование в качестве главного механизма разработки стратегии социально-экономического развития. Продолжено развитие государственного сектора, прежде всего в материальной и финансовой инфраструктурах. Продажа акций ряда государственных предприятий осуществлялась при сохранении контрольного пакета в руках государства. Ставилась цель не на переход этих предприятий в частный сектор, а, наряду с предоставлением им большей автономии, на приспособление их к рыночной среде и к большей открытости экономики. Это вело к повышению их конкурентоспособности и эффективности производства. Расширение частного сектора происходило не за счет передачи ему государственных предприятий (что само по себе не дает прироста мощностей), а через оказание государственной поддержки созданию и росту новых мощностей.

Эти отличия в проведении экономической реформы проистекают из базисных отличий в подходе к решению общих для обеих стран проблем социально-экономического развития.

Что же отличает эти подходы в Индии?

Планирование. Структурная модернизация экономики невозможна без четкой социально-экономической стратегии, которая, в свою очередь, зависит от планирования. После завоевания политической независимости Индия заимствовала у СССР опыт планирования, адаптировала его к рыночной экономике и сделала стержнем всех мер государственного регулирования, направленного на подчинение стихии рыночных сил целям социально-экономического развития.

Планирование в Индии осуществляется с 1951/52 финансового года. В настоящее время в стране действует Одиннадцатый пятилетний план (2007/08 — 2011/12 гг.). Индийское планирование — категория переходного общества, стратегия поэтапной комплексной системной модернизации всей социально-экономической структуры.

С. Р. Хашим, который в 1990-е годы в должности члена-секретаря Плановой комиссии Индии руководил ее текущей работой, отмечал следующие основные элементы планирования:

1) составление парадигм развития;

2) определение стратегии развития и поддерживающей ее политики;

3) разработка макропараметров экономического роста и его отраслевого характера;

4) распределение ресурсов между центром и штатами, между различными секторами и детализация распределения бюджетной поддержки;

5) рассмотрение отдельных объектов, программ и проектов в государственном секторе, которые должны быть осуществлены для более прямого влияния на процессы развития.

Индийское планирование учитывает федеративный характер государства, распределение конституционных полномочий между центром и штатами. Оно осуществляется как на уровне центрального правительства, так и на уровне штатов. Вместе с тем оно согласует центральный план и планы штатов.

В индийском планировании сочетается долгосрочное (на 20—25 лет), среднесрочное (пятилетнее) и годовое планирование. Основную роль играют пятилетние планы. Они определяют параметры экономического развития и экономического роста в стране и постулируют такие макроэкономические показатели, как совокупные ресурсы, совокупные накопления, размеры капиталовложений, рост ВВП и другие, более широкие, экономические и социальные требования. В них подробно рассматриваются программы развития различных отраслей и секторов экономики, проблемы и трудности их развития, пути их решения и преодоления. Таким образом, пятилетние планы определяют программу капиталовложений и деятельности, которые должны содействовать развитию экономики страны в нужном направлении.

Разработка годового плана связана с более детализированным распределением ресурсов между центром и штатами, а также между различными отраслевыми сферами деятельности правительства, особенно распределением бюджетных ресурсов — с тем, чтобы сделать годовой план частью годового бюджета. Разработка годового плана также связана с более детальным рассмотрением объектов программ и проектов. Пятилетний план осуществляется через годовые планы.

Ежегодное распределение ресурсов и расходов правительства осуществляется с учетом пятилетних планов. Во время представления бюджета в парламент осуществляется оценка имеющихся ресурсов и намечаемых капиталовложений, в соответствии с чем определяется размер годового плана.

В плане намечаются капиталовложения как государственного, так и частного секторов. Планирование в отношении государственного сектора связано с большей детализацией разработки показателей продукции, капиталовложений и программ. Для частного сектора плановые наметки носят больше индикативный характер. Но даже в частном секторе, если необходимо достигнуть определенных плановых показателей, важных с общенациональной точки зрения, правительство использует политику и пакеты стимулов, предлагаемых частному сектору.

Главным органом планирования является Плановая комиссия Индии, главный рабочий орган, мозговой трест страны по вопросам планирования и развития. Будучи консультативным органом правительства, она тем не менее призвана в значительной мере определять политику страны по вопросам, связанным с развитием. Это орган экспертов, в то же время ее председателем является премьер-министр. В число ее членов входят министр финансов и другие ключевые министры, что повышает статус комиссии в государственном управлении, обеспечивает ей реальное влияние на социально-экономический курс государства.

После составления плана Комиссия продолжает следить за его выполнением, помогать в необходимых пределах исполнительным органам центра и штатов, дает советы, вносит коррективы. Она любыми способами содействует тому, чтобы экономическая и финансовая политика соответствовала требованиям плана и чтобы его социальные цели и долговременные задачи не упускались из виду ни на одном из этапов.

Важное значение имеют координирующие функции Плановой комиссии в деятельности различных министерств и ведомств, в том числе — штатов.

Высшим органом, утверждающим пятилетние планы, является Национальный совет развития, состоящий из премьер-министра, министров центрального правительства, главных министров штатов — глав правительств штатов и членов Плановой комиссии.

 Разработка пятилетнего плана начинается с подготовки документа, называемого «Подход» к пятилетнему плану, в котором содержатся макроэкономические параметры, стратегия и цели плана. Подготовленный документ обсуждается в Плановой комиссии и представляется для рассмотрения и утверждения Национальному совету развития. Этот документ представляется на рассмотрение штатов и министерств центрального правительства. Те и другие подготавливают детальные планы, базирующиеся на параметрах, содержащихся в «Подходе». Они представляют свои предложения по детальным планам и программам и обсуждают их с Плановой комиссией.

В результате этих обсуждений разрабатывается проект детального плана, который представляется Плановой комиссии и Национальному совету развития. Пятилетний план оформляется в виде документа, четко прописывающего цели и детали нового плана, перспективы развития, макроэкономические параметры, основы экономической политики, источники финансирования плана и отраслевые разделы плана.

Исключительно важную роль играет Плановая комиссия в ознакомлении индийской общественности с планами социально-экономического развития страны. Она дает возможность индийскому обществу знакомиться с полными текстами планов — долговременных, среднесрочных и годовых — на всех стадиях их составления и контроля выполнения. Эти документы не только публикуются Комиссией и поступают в открытую продажу, но и вывешиваются в Интернете, позволяя любому пользователю скачать их бесплатно.

Такая открытость индийских планов дает возможность общественности участвовать в их обсуждении не только в окончательной форме, но и на стадиях предварительной подготовки. Обнародуется: стратегия и прогноз развития страны на 20 лет (обычно несколько сценариев), «Подход» к очередному пятилетнему плану (его концепция и основные параметры), полный проект пятилетнего плана, окончательный текст пятилетнего плана, годовой план, среднесрочная оценка выполнения плана. За этим следует огромный шлейф публикаций экономистов, обсуждений, дискуссий и предложений в прессе и на телевидении.

Все это позволяет широким кругам индийской общественности знакомиться с проблемами, стоящими перед страной, предлагаемыми путями их решения, высказывать свои замечания и предложения, вовлекает их в общий процесс социально-экономического развития, играя огромную мобилизующую роль.

Особое значение это имеет для предпринимательского сообщества. Наличие четких программ развития, в том числе в отраслевом разрезе, систем приоритетов и стимулов государственной экономической политики позволяет им более обоснованно выбирать сферы предпринимательской деятельности, уменьшает степень неопределенности и рисков.

Таким образом, ключевую роль в индийском опыте играет социально-экономическое планирование и его осуществление органом экспертов (а не чиновников), не подчиненным какому-либо министерству и ведомству, но возглавляемым руководителем государства.

Бюджетная политика. Ключевое значение в бюджетной политике придается обеспечению необходимых капиталовложений для экономического развития. Это определяет отношение к бюджетному дефициту. По словам бывшего управляющего Резервным банком Индии (центральным банком страны), «нельзя распинать экономику на кресте сокращения бюджетного дефицита». Признавая необходимость сокращения дефицита текущего бюджета, правительство страны твердо заявляет, что не будет сокращать необходимые капиталовложения во имя сокращения бюджетного дефицита.

В Индии не только не используется «трехлетний» или какой-либо другой многолетний бюджет (не позволяющий своевременно реагировать на изменение ситуации в стране и в мире, заставляющий постоянно «латать» бюджет и консервирующий неэффективные статьи бюджета), но, напротив, здесь перешли к составлению бюджета с нулевой базой. При таком подходе статьи очередного бюджета не являются экстраполяцией предшествующего, а анализируются с точки зрения их эффективности в данный период и выстраиваются в систему приоритетов (с исключением статей бюджета, которые стали недостаточно эффективными).

Политика в отношении денежного рынка и рынка капиталовложений. В Индии государство активно регулирует направления осуществляемых банками финансовых потоков. Во-первых, определяя норму ликвидности, оно вынуждает банки вкладывать определенную часть депозитов в низкодоходные государственные облигации, мобилизуя ресурсы для государственных капиталовложений. Во-вторых, оно устанавливает долю банковских кредитов, которые должны направляться для финансирования определенных приоритетных секторов экономики. Для кредитования сельского хозяйства (одного из таких приоритетных секторов), кроме того, используется государственно-кооперативная система кредита.

В качестве главного источника долгосрочного финансирования приоритетных секторов экономики используется не рынок ценных бумаг (что на практике ведет преимущественно к крупномасштабным биржевым спекуляциям), а созданные в годы независимости государственные организации долгосрочного финансирования.

Политика в отношении иностранного капитала. Признавая важность привлечения иностранных инвестиций (прежде всего как источника передовых технологий), в Индии исходят из того, что иностранные инвестиции не могут стать главным источником капиталовложений. Роль последнего отводится внутренним сбережениям. Иностранные инвестиции тщательно регулируются, чтобы направить их прежде всего в приоритетные сферы экономики, требующие высоких технологий, и предотвратить приток спекулятивного капитала и установление иностранного контроля над отраслями и производствами.

Политика в отношении государственных предприятий. В Индии государственный сектор стал главным механизмом преодоления колониальной отраслевой и территориальной структуры экономики. Он взял на себя выполнение тех задач, которые не хотел или не мог реализовать национальный частный капитал, стал главной опорой общего развития экономики, в том числе ее частного сектора. По мере укрепления национального частного капитала и расширения частного сектора, он все больше концентрировался на развитии производственной и финансовой инфраструктуры. Происходившая в ходе экономической реформы частичная продажа акций государственных предприятий (при сохранении контрольного пакета акций в руках государства), наряду с предоставлением последним большей автономии, ставила своей целью не переход их в частный сектор, а адаптацию их к рыночной экономике, укрепление их финансовой базы и повышение их эффективности. Расширение частного сектора происходит не путем приватизации государственных предприятий (что само по себе не создает новые мощности), а путем создания новых мощностей в частном секторе при поддержке государства, в том числе со стороны государственного сектора.

Сбыт сельскохозяйственной продукции. В Индии поддержка сельского хозяйства на рынке сбыта осуществляется целым комплексом мер. Прежде всего — путем жесткого импортного протекционизма, проявлявшегося в практически полном запрете импорта сельскохозяйственной продукции.

Во-вторых, она осуществляется путем «поддерживающих» государственных закупок, цены которых объявляются в начале сельскохозяйственного сезона, гарантируя крестьянам определенный минимум рентабельности в случае падения рыночных цен ниже этого уровня. В целях осуществления таких закупок были созданы государственные корпорации для основных видов сельскохозяйственной продукции. Государственные закупки используются также для создания «буферных» запасов сельскохозяйственной продукции; они являются базой для товарных интервенций государства на свободном рынке в целях стабилизации желательных рыночных цен. Наконец, эти закупки используются для нормированного обеспечения населения (прежде всего его беднейших слоев) продуктами питания по субсидируемым ценам через систему общественного распределения товаров первой необходимости.

В-третьих, поддержка сельского хозяйства на рынке сбыта осуществляется через государственно-кооперативную систему сбытовых и перерабатывающих кооперативов, членами которых являются крестьяне — производители сельскохозяйственной продукции.

Политика в отношении «малого бизнеса». Главной социальной целью развития «малого бизнеса» является не расширение «среднего класса», а уменьшение бедности путем расширения занятости. Во главу угла был поставлен не «малый бизнес» как средоточие «среднего класса», а «мелкая промышленность» как важный составной элемент развития промышленности, занятости и экспорта. Главной формой содействия ее развитию стало не устранение государственного регулирования, а, напротив, активное участие государства в развитии мелкой промышленности путем обеспечения ее кредитом, производственной инфраструктурой, дефицитным сырьем, современными средствами производства, содействия сбыту ее продукции и т. п.

Внешнеэкономический курс. В Индии основной задачей экспортной политики было устранение колониального характера экспорта и увеличения в экспорте доли готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.

В результате общей модернизации экономики за годы независимости структура экспорта существенно изменилась. За сорок лет упала с 60 до 6 процентов доля традиционных для колониальной Индии экспортных товаров — чая, специй, табака, орехов кэшью, хлопка-сырца, хлопчатобумажных и джутовых изделий, изделий из койры, слюды. Возросла доля готовых изделий — с 45 до 73 процентов. Особенно — продукции машиностроения и химической промышленности.

Первостепенное внимание, которое индийское правительство уделяет развитию информационных услуг, прежде всего программированию, привело к тому, что в XXI веке главным изменением стал стремительный рост экспорта информационных услуг.

 Общие экспортные поступления этой сферы возросли с 7,7 миллиарда долларов в 2001/02 годах до 31,3 миллиарда в 2006/07 годах, или более чем в 4 раза. В результате доля Индии в глобальном рынке информационных технологий, получаемых из зарубежных источников, составила 65 процентов, а в глобальном рынке таких услуг, связанных с информационными технологиями, — 46 процентов.

* * *

Изучение опыта Индии в области управления экономикой и возможности его использования в России может сыграть важную роль в коррекции социально-экономического курса нашей страны.

Важно также устранить перекосы в географической направленности российских внешнеэкономических связей. Для этого стоит расширять и углублять связи с традиционными партнерами в Азии. Оптимизация структуры российского экспорта и экономики в целом будет облегчена, если Россия поддержит предпринимаемые Индией усилия по созданию региональной экономической организации, охватывающей весь континент Азии, и будет активно сотрудничать с ней в повышении уровня регионального сотрудничества в Азии, в строительстве необходимой для этого общей инфраструктуры.

Проводимый Индией курс «Смотри на Восток» («Look East» policy) может стать важной (но не единственной) составной частью и общего внешнеэкономического и внешнеполитического курса России.

Активное участие России в расширении регионального сотрудничества в Азии может существенно способствовать экономическому развитию страны, улучшению ее положения в международном разделении труда, усилению ее позиций в переговорах со странами Запада и их региональными организациями. Напротив, отказ от такого участия или пассивность в этом вопросе может привести к ослаблению позиций России не только в Азии, но и на мировой арене в целом, закрепить ее положение топливно-сырьевого придатка мирового сообщества.

МАЛЯРОВ Олег Васильевич,
главный научный сотрудник
Института Востоковедения РАН,
доктор экономических наук


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".