Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№6, Июнь 2010

ИНТЕРВЬЮ НОМЕРА

Григорий Ивлиев Культурной политике нужны грамотные проекты

 

На вопросы редакции журнала «Стратегия России» отвечает Григорий ИВЛИЕВ, председатель Комитета Государственной Думы РФ по культуре

– Григорий Петрович, в нынешнюю весеннюю сессию Государственная Дума рассматривала довольно много законопроектов, так или иначе касающихся культуры. В первом чтении приняли законопроект по объектам культурного наследия, музеям-заповедникам – те, что достаточно долго обсуждались в творческой, юридической среде, но не находили достаточного понимания на уровне парламента. В апреле в Госдуме прошли парламентские слушания по концепции нового базового закона о культуре, активно идет обсуждения закона о творческих деятелях и творческих союзах. Последние два – настоящие «законодательные долгострои». Свидетельствуют ли эти факты о возрастании интереса власти к культуре и к осознанию того, что государству нужна грамотная культурная политика?

– Это свидетельствует об активной законотворческой работе, которую старается вести Комитет по культуре – в тесной связи с творческой интеллигенцией, юристами, культурологами и социологами. Но, конечно, результаты нашей деятельности напрямую зависят от уровня развития страны, а главное – направлений этого развития.

В условиях модернизации вопрос о необходимости закрепления в национальной культуре нравственных установок и моделей поведения, которые предопределяют успешное развитие личности и нации в целом, становится все более актуальным. Развитие единого культурного пространства, включающего в себя многообразие всех культур и эффективный межкультурный диалог, – одна из главных задач современной политики. Важность роли культурной традиции в обновлении ценностно-смысловой деятельности россиян – вот то основание, на котором выстраивается стратегическая концепция культурной политики, ориентированная на решение масштабных социокультурных задач таких, как улучшение качества жизни людей, социальная интеграция, упрочение социального согласия, достижение солидарности.

В государственной политике в сфере культуры очень важно откликнуться на потребности нового века – века информационных технологий, экспериментальных новаций в искусстве, новых творческих форм досуга. Основы такой политики заложены в принятой Правительством РФ концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, в которой определены пути и способы обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого социально-экономического развития страны, в том числе и в сфере культуры.

Мы чувствуем, что сейчас наступило время пересмотра стратегии культурной политики, многим становится ясно, что для модернизации необходима соответствующая социально-культурная основа. Поэтому и идея будущего через культуру, к счастью, уже не воспринимается как абстрактный призыв. Но – будем откровенны – пока еще и не оценивается как неотъемлемое условие для скорейшего продвижения к успешному будущему.

– Видимо, именно поэтому в проекте бюджета на следующий год, который сейчас разрабатывается в Правительстве, статьи на культуру значительно сокращены.

– Опасность сокращения государственного финансирования культуры действительно существует. Богатая культурная жизнь страны требует соответствующей государственной поддержки, в том числе и финансовой. И формирующийся сейчас бюджет на 2011 год  должен адекватно отражать запросы общества, его потребности в культурной жизни. Но предполагаемое сокращение контрольных цифр на культуру таково, что препятствует такому развитию. Уменьшение федерального бюджета культуры почти на 15 миллиардов рублей – недопустимая вещь. Предполагается, что федеральный бюджет Министерства культуры РФ в следующем году составит 58,8 миллиардов рублей. Я думаю, что это плановая ошибка, и мы будем делать все, чтобы ее исправить.

Государственная поддержка культуры – существенный элемент внутренней и внешней политики страны. И этот элемент в бюджете не может сокращаться. Государственный бюджет на культуру должен быть достаточным для того, чтобы реализовать право человека на участие в культурной жизни, сформировать единое культурное пространство. Все это невозможно без развитой инфраструктуры: финансовой поддержки требует развитие системы детских школ искусств, сельских библиотек, провинциальных музеев. Подобные вложения в культуру, в человека трудно измерить, но именно эти вложения предопределяют успешное развитие нации в целом.

Особую тревогу вызывает возможность сокращения расходов государства на создание и прокат фильмов. Государственная поддержка национальных фильмов – необходимая общественная задача. Мы не можем снизить финансирования, потому что люди ждут качественного отечественного кинематографа. Субсидирование производства и проката фильмов – это задача не одного года, это задача долговременная. И государство должно продолжить обеспечение финансирования господдержки создания и проката фильмов по схеме, предусмотренной федеральным законом «О государственной поддержке кинематографии РФ».

На создание и развитие необходимой для страны культурной среды требуется увеличение государственного финансирования культуры. Даже если мы сохраним в следующем году текущий объем финансирования, этого все равно будет недостаточно для развития отрасли. А уменьшение бюджета почти на четверть абсолютно точно приведет к стагнации творческой деятельности.

Конечно, для успешного финансирования отрасли, необходимы четкие, грамотные проекты по развитию культуры, которые касаются художественного образования, создания фондохранилищ для музеев, поддержки отечественного книгоиздания, проката национальных фильмов. Требуется понятная всему обществу программа развития, а не только попытки осовременить устаревшие формы культурной деятельности.

– Но этих программ пока для успешного развития культуры недостаточно. Та, что действует сейчас – Федеральная целевая программа «Культура России» – покрывает только часть проблем, существующих в отрасли.

Основная критика деятельности исполнительных органов власти, в том числе и деятельности Министерства культуры, как раз сводится к тому, что  нет достаточно ясных и понятных программ развития культуры. Нынешняя деятельность исполнительной власти связана с тем, чтобы поддержать существующий уровень культуры, а не понять, каким образом она будет влиять на развитие образа жизни и инновационную экономику. Такое отношение к культуре, к сожалению, явилось следствием не только социально-экономических процессов, происходящих в 1990-е, но и той законодательной базой, которая тогда сложилась. А она формировалась под влиянием времени, под влиянием тех романтических тенденций, царящих в обществе. К примеру, те же «Основы законодательства о культуре» были приняты в 1992 году – еще до принятия действующей Конституции. И по тем временам они считались законом идеальным, защищающим и развивающим культуру. Но за прошедшие с того времени 18 лет, все изменилось коренным образом. Основы законодательства о культуре 1992 года исчерпали себя. Сейчас мы видим национальные проекты  в сфере здравоохранения, образования, но такого масштабного проекта в сфере культуры пока не предложено. Закрепление в Конституции  РФ понятия социального государства не дает нам возможности с уверенностью сказать, что поддержка культуры является функцией такого государства. А ведь именно это предполагает обязанность выстраивать финансово-экономические механизмы, обеспечивающие достойную жизнь человека и правильное развитие культуры в современном обществе. Поэтому одна из основных задач нового закона о культуре, над которым мы сейчас работаем с культурологами и юристами – сделать уже прописанные в Конституции нормы реально действующими.

Культурно-правовой статус личности представлен целой системой взаимосвязанных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в статьях 26, 43, 44 Конституции РФ. Каждому в нашей стране гарантируется свобода творчества, право на участие в культурной жизни. И каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. И все эти нормы должны получить системное закрепление в новом федеральном законе. Конституционная защита прав на свободу творчества, участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, может быть установлена только путем определения государственной гарантии реализации этого права: выбора в качестве принципиальной позиции государственного протекционизма в сфере культуры и государственной поддержки культуры и ее творцов.

– На парламентских слушаниях, как раз посвященных концепции нового базового закона о культуре, было заметен существующий спор между творческой общественностью и законодателями, юристами, финансистами. По мнению первых, в законе важно красиво и образно сформулировать те, безусловно, важные цели и задачи, которые выполняют творцы в искусстве. Вторая группа считает, что закон должен отстраниться от лирики и перейти к настоящей «юридической физике», только в таком случае он сможет стать реально действующим механизмом, регулирующим отношения между культурой и государством. Как вам на данном этапе удается решать этот спор?

– Проблем с понятийным аппаратом, с терминологией разрабатываемого нами закона о культуре действительно много, и многие из них решить довольно сложно. Основной термин, который необходимо прописать в законе о культуре – это культурная среда. Это одно из ключевых понятий, без оперирования которым сегодня трудно в полной мере реализовать потенциал культурного развития. Культурная среда являет собой совокупность культурных и духовных достижений, идеалов, принципов и доминант культурной эволюции. Она воздействует на формирование и мироощущение личности, а приобщение к культурное среде является надежным способом реализации потребностей в культурно-творческом самовыражении и передачи гражданам страны чувства гражданской идентичности. И над тем, как все эти важные моменты изложить в сухом юридическом законе сейчас работает опытная группа юристов и культурологов – высоких профессионалов своего дела, которые, я уверен, придут к общему знаменателю.

Другая проблема, которую важно решить новым законом, – формирование единой культурно-образовательной политики, которая заключается не только в образовании в сфере культуры, но и, что не менее важно, культура в сфере образования. Превращение каждой общеобразовательной школы в центр культурного развития не менее важно, чем включение детских школ искусств, других учреждений художественного образования в систему образования в сфере культуры и искусства.

Необходим концептуальный подход к решению проблем образования в сфере культуры и искусства, который позволил бы определить основные направления его развития, а также роль и место в общей системе российского образования. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации, принятая Правительством Российской Федерации, направлена на эти цели. Там поставлена задача определения понятий художественного образования и эстетического воспитания, которые в настоящее время не получили должного раскрытия в законодательстве об образовании и о культуре. Ввиду этого требуется их сущностная проработка и введение в правовое поле как ключевых категорий.

Эти важные категории должны будут получить своё правовое закрепление и в новом базовом федеральном законе о культуре. Причём понятие эстетического воспитания должно быть раскрыто через сохранение культурной идентичности народов России с учётом патриотической направленности любой деятельности такого рода. Принципиально важно, что эти права должны реализовываться с использованием современных информационных и коммуникационных технологий в сфере культуры, и этот аспект тоже должен получить правовое закрепление.

Надо не просто рассматривать детские школы искусств как одну из форм дополнительного образования, их нужно рассматривать как специальное художественное образование, как вид образовательной деятельности, который должен развиваться повсеместно. Нам незачем сравнивать нынешнее время с прошлым, но иногда кажется, что мы до сих пор питаемся (в хорошем смысле слова) теми достижениями — залами, школами, коллективами, – которые были созданы в прошлом веке. Мы обязаны сохранить преемственность культуры, непрерывность культурного процесса, поддержав при этом и развитие новаторских течений в искусстве.

– Для сохранения культуры, истории, наследия важны и музеи-заповедники. Если художественное образование – это еще только законотворческая перспектива, то музеи-заповедники, а именно – закрепление их правового положения – это дело, насколько мне известно, совсем скорого будущего. Какие проблемы решат поправки, касающиеся специфической деятельности музеев-заповедников, подготовленные уже ко второму чтению в Госдуме?

– В стране насчитывается 140 музеев-заповедников, при этом федерального закона, упоминающего этот статус, нет. Закрепить законодательно свои права, свое положение, свою специфическую деятельность музеи-заповедники пытаются уже несколько десятков лет. При этом в отсутствие должной законодательной базы музеи-заповедники работают, стараются по мере сил сохранить культурное и природное наследие, как-то выжить в непростых для их деятельности условиях.  Большинство наших музеев-заповедников очень хорошо сохраняется: повсюду идут реставрационные работы, наведён порядок. И это огромное счастье для страны, потому что именно в музеях-заповедниках сосредоточена большая часть природных богатств, соединённых с богатством историко-культурным. В этом и заключается специфика музеев-заповедников, их отличие от других учреждений культуры. И эту специфику очень сложно законодательно прописать, а проблем у музеев-заповедников – масса.

К примеру, «Середниково». Михаил Юрьевич Лермонтов, директор и руководитель, сумел сохранить эту уникальную природу, уникальный исторический ландшафт, объединить вокруг данной усадьбы потомков Лермонтова со всего мира. Иными словами – создать определенную культурную среду, которая воспитывает и притягивает к себе людей. В то же время, улучшая, так скажем, жизненные пространства, он притягивает к себе и бизнес, и новое строительство, и соответственно – попытку занять эти места какими-то дачами с жилыми домами, строениями.

Поэтому музеям-заповедникам приходится отстаивать свои права, для чего им и необходим чёткий, законодательно закрепленный статус, позволяющий эффективно работать самому музею-заповеднику, сохранять связанный с ним природный комплекс и поддерживать в должном виде архитектурные ансамбли, расположенные на территории музея-заповедника или музея-усадьбы. Все эти аспекты мы и закрепляем в том законопроекте, который сейчас рассматривает Государственная Дума РФ.

Интервью вела Мария ТОКМАШЕВА


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".