Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№10, Октябрь 2010

ГЛАВНАЯ ТЕМА Стандарты демократии

Сергей Собянин Вопрос выживания

 

Во все времена занимались модернизацией развития как неким важнейшим элементом выживания государства. Казалось бы, не совсем понятно, почему сегодня уделяется такое пристальное внимание этому вопросу, почему он так остро стоит на сегодняшнем этапе развития? Мне кажется, ответ очевиден. Если раньше процессы технического обновления и модернизации происходили тысячелетиями, а затем столетиями, то сегодня новые технологические переделы происходят настолько быстро, что даже осознать этот процесс достаточно сложно.

Очень просто прозевать этот этап, вовремя не сориентироваться и не принять надлежащие меры, вовремя не выстроить соответствующую институциональную среду и стать неконкурентоспособным. Вопрос конкурентоспособности нашей экономики, наших технологий — это вопрос выживания страны. Россия может быть только сильной. Существование такой страны, как слабая Россия, невозможно.

Встает вопрос, за счет чего она может быть конкурентоспособной? Очевидны два пути. Первый — использование колоссальных ресурсов, которые мы имеем. И второе направление — это внедрение высоких технологий, получение добавленного продукта, который мы создаем на своей территории. Совершенно очевидно, что не стоит противопоставлять два ресурса. Они должны взаимодополняюще помогать развиваться. Природные ресурсы, использование их, получение максимального добавочного продукта, добавленной стоимости этих ресурсов само по себе генерирует колоссальное развитие технологий, инноваций и дает динамику развития страны, с одной стороны. С другой стороны, основываться только на природной ренте, только на природных ресурсах невозможно, эту тупиковый путь. Совершенно очевидно для всех. И очевидно для нас, для правительства.

Что государство должно делать в плане модернизации, какие должно выбирать приоритеты? Мне кажется, и тут ответ очевиден. Снова два направления. Первое заключается в том, чтобы создать среду для развития конкуренции, для развития инновационного производства и модернизации. Второе направление — не надо забывать, что само государство является колоссальной управляющей машиной, которая управляет миллионами людей, работающих на ее предприятиях и в учреждениях. Государство обладает колоссальной финансовой энергией и материальными ресурсами. И само непосредственно с помощью органов государственной власти управляет этими процессами. Это второе направление, которое, может быть, в меньшей степени актуализируется. Но, тем не менее, оно одно из важнейших.

Сразу же возникает проблема эффективности управления. Что касается создания среды для модернизации, для развития инноваций — здесь все понятно: эта сфера включает макроэкономику, налоговую политику, безопасность производства. Нужны также инфраструктура инноваций, непосредственная финансовая поддержка, создание специальных институтов и, естественно, подготовка кадров для модернизации, для инновации.

Какие особенности этих направлений мы видим на сегодняшнем этапе развития? Нам всегда задают вопрос, почему вы мало расходуете денег на науку, на преференции, налоговые льготы и так далее. Это вечный вопрос, который всегда надо соотносить с теми возможностями, которые есть у государства, чтобы не разрушить макроэкономику, чтобы обеспечить комплексное развитие страны. Я имею в виду и социальную стабильность, и вопросы безопасности в различных сферах. Безопасности в прямом смысле слова — военной, продовольственной и так далее.

Сегодня самое актуальное — это эффективность расходования ресурсов, которые мы направляем на эти цели. К примеру, в развитие науки в России государство вкладывает порядка 80 процентов всех расходов, а по общему объему расходов на науку мы находимся на восьмом месте в мире. По количеству работающих в этой сфере у нас четвертое место в мире. А по выходу инновационной продукции мы находимся, в лучшем случае, на 15-м месте. Это говорит о колоссальной неэффективности нашей модели инновационной машины. И задача номер один — сделать так, чтобы все институты, все научные производства соответствующим образом работали. Для этого необходимо изменить систему финансирования: не по смете, не раздача денег по кругу, а под заказ, под конкретный результат, под конкретное задание. Собственно говоря, так в последнее время и происходит. Хотя, конечно, настраивать этот механизм необходимо постоянно. Это колоссальная сеть, которая требует реструктуризации — тысячи научно-исследовательских институтов и вузов. Это структура, которая превзошла все мыслимые возможности и которая требует серьезной систематизации, концентрации всех усилий и финансовых ресурсов.

Второе направление — это совершенствование администрирования, совершенствование деятельности административных структур. Бюрократию во всем мире никто еще не поборол, но все стараются сделать ее максимально эффективной и создать среду, наиболее благоприятную для бизнеса, инноваций и модернизации. Эта задача стоит перед правительством. По сути, мы должны перетряхнуть все административные структуры и регламенты. То есть системно, отрасль за отраслью. Эту работу проводим в образовании, здравоохранении, в санитарном контроле, в техническом регулировании и так далее. Это колоссальная работа. Но мы не считаем, что она должна затягиваться, она должна делаться динамично — в ближайшие два-три года.

Вопросы технического регулирования по-настоящему актуальны для того, чтобы мы имели современное производство, современные технологии, современную стройку, современные инвестиции. К сожалению, в последние годы мы пользовались нормами и правилами, придуманными еще в советский период. Сегодня они являются колоссальным тормозом для развития технологий. И сегодня мы начали применять европейские нормы, нормы наших коллег по Таможенному союзу, того же Казахстана, ревизуя свои санитарные, строительные нормы, стандарты, регламенты. Но, тем не менее, этот процесс нас не удовлетворяет. Потому что, пользуясь чужим, мы будем всегда на шаг позади. Даже современные нормы устареют, пока мы их внедрим. Нужна независимая экспертиза проектов, специализированные институты, работающие с инновационными решениями, инновационной продукцией, по инновационным направлениям в инвестициях.

Если говорить о создании инфраструктуры, то за последние годы в России очень много сделано. Начиная от малых инновационных предприятий при вузах и заканчивая научно-исследовательскими федеральными университетами, где концентрируются и финансовые, и кадровые ресурсы, дается большая свобода для выбора стандартов, структурируется сеть институтов. Созданы такие структуры, как специализированные корпорации. Это Внешэкономбанк, Роснано и так далее. Они являются источниками и организаторами финансирования, в том числе, в значительной степени, инновационных проектов. Тем не менее государство считает, что этого недостаточно. Комиссия по модернизации при Президенте приняла решение о создании инновационного центра «Сколково». Это, конечно, площадка для инноваций и концентрации ресурсов. А еще здесь можно будет обкатать новые технологии — управленческие, законодательные, нормативные — для того, чтобы распространить на всю страну. Таким образом, «Сколково» может и должно стать символом нового этапа модернизации в России.

СОБЯНИН Сергей Семенович,
заместитель Председателя Правительства РФ


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".