Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№6, Июнь 2013

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Документы

 

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК ВКП(б)
Об учебниках для начальной и средней школы
12 февраля 1933 года

В своих постановлениях о начальной и средней школе от 5 сентября 1931 г. и от 25 августа 1932 г. ЦК ВКП(б) подчеркнул, что коренным недостатком школы является то, что:

«Обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами науки (физика, химия, математика, родной язык, география и др.)».

Непременным и решающим условием проведения в жизнь обоих постановлений ЦК как в отношении устранения отмеченного коренного недостатка школы, так и в отношении перехода всего обучения на новые устойчивые программы и методы преподавания является наличие по всем предметам стабильных учебников, призванных ликвидировать существующий «метод» нескончаемого «проектирования» учебников.

Между тем в результате неправильной линии Наркомпроса и его органов в настоящее время не только отсутствует в советской школе стабильный, общепринятый и удовлетворяющий требованиям науки учебник, но подобный пробел считается, оказывается, в руководящих кругах Наркомпроса РСФСР признаком «революционных достижений» последнего.

Признавая такое положение совершенно нетерпимым, ЦК ВКП(б) постановляет:

Признать линию Наркомпроса РСФСР и ОГИЗа по созданию учебников неправильной.

Осудить и отметить как противоречащие решениям ЦК ВКП(б):

а) циркулярное письмо отдела единой школы Наркомпроса РСФСР от августа 1918 г., указывавшее, что «учебники вообще должны быть изгнаны из школы»;

б) постановление коллегии Наркомпроса от 28 марта 1930 г., признававшее «невозможным в настоящий момент придерживаться принципа стабилизации учебников»;

в) резолюцию Всероссийской конференции по учебной книге от 16 мая 1930 г., одобренную и рекомендованную местам коллегией Наркомпроса (см. циркулярное письмо НКП от 30/VI 1930 г.), в которой говорится: «...Учебник ни в коем случае не должен быть стабильным... Конференция решительно отвергает принцип стабилизации учебников»;

г) решение Президиума ЦК профсоюза работников просвещения от 3 марта 1932 г., признававшее решение о стандартизации учебников на три года «неправильным и политически вредным».

Немедля прекратить издание так называемых «рабочих книг» и «рассыпных учебников», подменяющих действительные учебники и не дающих систематических знаний по проходимым в школе предметам.

Поручить Наркомпросу и ОГИЗу обеспечить на деле издание стабильных учебников, рассчитанных на применение их в течение большого ряда лет (родной язык, математика, география, физика, химия, естествознание и т.д.), приурочив их издание к 15 июля 1933 г. с тем, чтобы ввести их в дело с начала учебного года - 1 сентября 1933 г.

Установить, как правило, что каждый учебник должен утверждаться коллегией Наркомпроса после предварительного тщательного его рассмотрения с тем, чтобы никаких изменений не могло быть внесено в учебник без специального на то постановления коллегии Наркомпроса.

Отменить существующий порядок издания учебников самостоятельно каждой областью, краем и автономной республикой РСФСР.

Установить, что по каждому отдельному предмету должен существовать единый обязательный учебник, утверждаемый Наркомпросом РСФСР и издаваемый Учпедгизом.

Предоставить право каждому краю и области, с разрешения Наркомпроса и с его утверждения, издавать краевую учебную книгу для начальных школ на базе местного краеведческого материала.

Обязать ОГИЗ добиться стандартизации учебников в отношении их технического оформления (формат, переплет, шрифты, бумага, брошюровка, обложка, рисунки и т.д.) и безусловного улучшения бумаги, шрифта, рисунков, чертежей, таблиц и т.д. для учебников.

Поручить ЦК КП(б)У, ЦК КП(б)Б, Закавказскому крайкому и Средазбюро ЦК принять соответствующие решения, вытекающие из настоящего постановления.

 

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б)
от 23 июня 1936 года
О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой 

СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) считают, что состояние подготовки кадров в высшей школе все еще остается неудовлетворительным.

При организации новых высших учебных заведений и развертывании старых нередко упускалось важнейшее условие работы вузов - обеспечение их соответствующими научно-педагогическими кадрами, лабораториями, кабинетами, библиотеками, в результате чего уровень обучения в ряде высших учебных заведений немногим отличается от уровня средней школы (техникумов).

Учебные планы все еще многопредметны и подвергаются, равно как и программы, ежегодным изменениям. Отсутствуют стабильные учебники для высшей школы и нет совершенно учебников по ряду важнейших дисциплин. Крайне недостаточен выпуск специальной переводной литературы.

Чрезмерная дробность и множественность профилей, параллелизм в подготовке кадров одной и той же специальности приводят к распылению научно-педагогических сил, материальных средств и к понижению качества обучения в высших учебных заведениях.

В организации учебной работы до сих пор не изжит так называемый «бригадно-лабораторный» метод обучения: групповые занятия с малоквалифицированными руководителями подменяют собою установленные лекции, на ряду с этим студенты перегружаются другими видами учебной работы в ущерб их самостоятельной работе.

Совершенно неудовлетворительно поставлен прием в высшие учебные заведения. Отсутствуют единые, твердо установленные условия приема. Важнейшее дело приема студентов директора зачастую передоверяют второстепенным работникам. Вступительные экзамены производятся в большинстве случаев недостаточно организованно, при отсутствии непосредственного участия и контроля со стороны директоров вузов и управлений высших учебных заведений народных комиссариатов. Вместо тщательной проверки знаний каждого поступающего в вуз, директора вузов, в погоне за выполнением установленных контингентов приема, снижают уровень требований для поступающих. Вследствие этого состав студентов засоряется малограмотными, случайными людьми.

Руководящие работники многих народных комиссариатов до сих пор не осуществляют на деле конкретного руководства вузами, явно недооценивая важнейшее государственное дело подготовки кадров, и передоверяют его второстепенным работникам народных комиссариатов. Вузы далеко не пользуются тем вниманием, каким обычно пользуются в народных комиссариатах предприятия.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) постановляют:

I. О приеме в высшие учебные заведения

1. Правом на поступление в высшие учебные заведения и на бесплатное обучение в них пользуются все граждане Советского Союза обоего пола, в возрасте от 17 до 35 лет, имеющие аттестат об окончании полного курса средней школы и успешно выдержавшие установленные для поступления в эти учебные заведения испытания.

2. Все поступающие в высшие учебные заведения подвергаются вступительным экзаменам по следующим предметам: а) русский язык (письменное сочинение), б) грамматика, в) литература, в вузах же, где преподавание ведется на других языках, также экзамен по языку, на котором ведется преподавание в данном вузе, г) политграмота, д) математика, е) физика, ж) химия, а с 1937 г. по одному из иностранных языков (английский, немецкий, французский).

Преимущественным правом поступления в вузы пользуются лица, получившие в ходе приемных испытаний наивысшие отметки.

***

4. Во изменение существующей практики, когда каждое высшее учебное заведение устанавливает свои сроки приема, установить следующие единые сроки приема во все высшие учебные заведения Союза ССР: прием заявлений о поступлении в высшие учебные заведения производится с 20 июня до 1 августа, приемные испытания – с 1 по 20 августа, зачисление в число студентов – с 21 по 25 августа.

Прием в другие сроки запретить.

***

Отменить существующую практику произвольных сроков начала, перерывов и окончания занятий в высших учебных заведениях, установив в вузах начало занятий с 1 сентября и окончание их 30 июня с перерывами: на зимние каникулы с 24 января по 6 февраля и на летние каникулы с 1 июля по 31 августа.

***

Установить для оканчивающих высшие учебные заведения дипломы двух степеней.

Диплом первой степени выдается студентам, окончившим высшее учебное заведение с отметками «отлично» не менее чем по 3/4 всех предметов, а по остальным – с отметками «удовлетворительно» – и сдавшим все государственные экзамены или защитившим дипломные проекты на «отлично».

Диплом второй степени выдается всем остальным студентам, окончившим высшие учебные заведения и сдавшим государственные экзамены или защитившим дипломный проект.

Получившие диплом I степени пользуются преимущественным правом:

а) на занятие вакантных должностей на работе по специальности, а также должностей по научно-исследовательской работе в высших учебных заведениях и в научно-исследовательских институтах;

б) на зачисление в аспирантуру при соответствующих кафедрах высших учебных заведений;

в) на включение в число кандидатов для посылки в научные командировки как внутри Союза ССР, так и за границу.

Исходя из того, что производственная практика должна являться органической частью всего учебного процесса обучения и помогать студентам лучше усваивать теоретические знания и применять их в своей практической деятельности:

а) установить, что студенты на производственной практике выполняют весь цикл основных работ по специальности;

б) посылать студентов на практику группами, под руководством специально выделенных преподавателей высшего учебного заведения;

в) предложить народным комиссариатам закрепить за вузами, сроком не менее чем на 4-5 лет, производственные предприятия, наиболее оборудованные и хорошо организованные, для проведения в них производственной практики студентов;

г) предложить Всесоюзному Комитету по высшей школе при СНК Союза ССР в трехмесячный срок разработать положение о производственной практике, обеспечив в новых учебных планах вузов не менее 30 процентов времени на производственную практику для двух старших курсов, увеличивая это время в зависимости от специальности до 40 процентов;

д) предложить народным комиссариатам в четырехмесячный срок разработать программы производственной практики для вузов всех специальностей.


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".