Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№6, Июнь 2016

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Юрий Бочаров
Почему мне все запрещено? Свободные русские и бесправные украинцы

 

Для участия в выборах в Государственную Думу седьмого созыва в 2016 году ЦИК РФ зарегистрировал на территории Российской Федерации, включая Республику Крым и Севастополь, 109 902 583 избирателя, а за пределами РФ еще 1 865 378 человек1, что почти на 2,7% больше, чем было зарегистрировано в 2011 году. Сегодня в дальнем и ближнем зарубежье в 146 странах мира проживает 1,7% российских избирателей, практически четыре полноценных избирательных округа.


Граждане этих стран более или менее активно (в зависимости от обстоятельств) участвуют в избирательных процессах на территории России. Хотя усредненная явка по всем странам мира колеблется в районе 17–24%, в ряде стран она составляет и 70, и 80, и более процентов. При этом за президента голосуют значительно активней, чем за депутатов Государственной Думы.


В то же время в дальнем зарубежье, в странах с большой русской диаспорой, явка колеблется в районе нескольких процентов. Речь идет о Германии, где проживает более полумиллиона российских избирателей, об Израиле, где 147 870 избирателей. В США более ста тысяч российских избирателей, в Испании и Болгарии свыше 25 тысяч, в Канаде 20 тысяч избирателей. Низкая явка в этих и практически во всех странах, где число избирателей превышает несколько тысяч человек, связана не с пассивностью избирателей, как можно было предположить. Наоборот, многочасовые очереди перед избирательными участками в большинстве стран мира свидетельствуют о желании голосовать. Но эти очереди свидетельствуют и о недочетах, мягко скажем, в самой организации голосования.


ЦИК РФ «предполагает», что 20 или 40 тысяч избирателей вполне могут проголосовать на одном избирательном участке, где к тому же работает всего три члена участковой комиссии. Например, в Германии всего 11 избирательных участков (по 50 тысяч избирателей на каждом), в США 5 участков (по 20 тысяч избирателей), в Израиле 10 участков (по 15 тысяч), в Испании 4 участка (по 5 тысяч). Почему-то считается, что, желая исполнить свой конституционный долг, зарубежный избирателей готов проехать пару сотен километров от своего дома до избирательного участка, а потом еще простоять несколько часов в очереди.


Неоднократные обращения в ЦИК с просьбой организовать в таких странах хотя бы досрочное голосование упираются в «ограниченные возможности российских дипмиссий за рубежом», недостаточное число сотрудников для проведения избирательного процесса. Ведь согласно закону о выборах, избирательные участки за рубежом формируются лишь из сотрудников дипмиссий, а их число более чем ограничено. Можно понять и сотрудников ЦИК РФ, которые справедливо утверждают, что они лишь «исполнители» законов, принятых депутатами Государственной Думы.


У партий, представленных в Думе, периодически возникал интерес к зарубежному избирателю. Ранее, в соответствии со статьей закона «О выборах депутатов» избиратели, проживающие за пределами России, считались приписанными к единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию России. Согласно части 9.1 статьи 36 этого же закона, политические партии вправе определить региональную группу кандидатов, к которым будут отнесены поданные за федеральный список кандидатов голоса избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации. И хотя на выборах в Думу в 2007 и 2011 годах голоса зарубежных избирателей в общей партийной копилке всегда составляли небольшое количество, в ряде округов это, тем не менее, существенно влияло на количество мандатов, полученных партией. У партий был интерес к зарубежью, и они хоть изредка, но обращались к зарубежному избирателю, ведя агитационную работу и пытаясь решить их проблемы. Однако сейчас, в связи с возвратом к одномандатной системе, голоса зарубежных избирателей, согласно решению ЦИК РФ, распылены на 75 избирательных округов России, и потому интерес партий сводится к нулю.


В итоге почти два миллиона избирателей из 146 стран мира не интересны никому в России ни в день выборов, ни тем более после. И самое главное, мы никак, даже при нашем огромном желании, не в силах повлиять на эту ситуацию, потому что, согласно действующему законодательству, лишены права не только избираться, но и избирать. Ведь в результате такого отношения к нам со стороны всех «незаинтересованных лиц» нам, гражданам Российской Федерации, проживающим за рубежом, в дополнение к нашим прочим проблемам добавлена еще одна: нам фактически отказано в нашем конституционном праве — «избираться и быть избранными».


Право избирать или быть избранным — одно из основополагающих прав, гарантированное Конституцией Российской Федерации. Гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав) независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.


Тем самым провозглашается, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за рубежом либо временно находящиеся в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы в командировках, в туристических поездках и по другим основаниям за пределами России, вправе избирать и быть избранными в Государственную Думу и совершать иные избирательные действия в том же порядке, что и граждане РФ, проживающие на территории Российской Федерации.


Однако есть нюансы и уточнения, добавляющие к вышесказанному: «если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации», в результате чего выясняется, что не все равны среди равных. Это «иное» основано на логике, хотя в большинстве своем те ограничения, что предусмотрены соответствующими законами о выборах, лишены всякой логики и основаны на принципе «как бы чего не вышло».
Давайте по порядку рассмотрим все ограничения.


Согласно пункту 1 статьи 62 Конституции РФ, гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Однако пункт 2 данной статьи уточняет, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.


В Федеральном Законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 3.1) сказано: «Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации».


Вопрос первый, риторический. Почему я, гражданин России и Израиля, не могу представлять и отстаивать интересы в Государственной Думе 150 тысяч российских избирателей, проживающих в Израиле? Я живу в Израиле, хорошо знаком с проблемами и нуждами людей. Более того, уже избирался от их имени в местные органы самоуправления в Израиле. Тем более такая практика в мире существует. Благодаря проведенной президентом Николя Саркози реформе французы, проживающие за границей, теперь могут участвовать в выборах депутатов нижней палаты парламента. Согласно реформе, в 2012 году из 557 кресел в парламенте 566 получат депутаты из самой Франции и еще 11 — из-за рубежа.


Что страшного в том, что 5–10 депутатов Государственной Думы будут гражданами России, проживающими в Израиле, Германии, Англии, Испании, США и так далее? Или над нами будет витать тень «иностранных агентов влияния»? Но ведь все депутаты парламента априори являются «агентами влияния», обязанными, согласно закону, отстаивать интересы своего избирательного округа. С другой стороны, награждая меня Памятной медалью имени Н. М. Гиренко, ЦИК РФ отметил, что своей деятельностью (в организации российских выборов за рубежом) я вношу «практический вклад в обеспечение открытых и свободных выборов в Российской Федерации». В тот момент надо мною почему-то не витал ореол «иностранного агента влияния».


Сомневаюсь, что один депутат Думы может повлиять на развитие отношений, к примеру, России и Израиля или проводить политику Израиля в России. Для этого у стран есть другие, более действенные инструменты влияния. А вот повлиять на отношение Думы к проблемам 154 тысяч русских израильтян сможет. Тем более что подавляющее большинство избирателей до сих пор своим сердцем — с Россией.


Если с запретом в части, касающейся второго гражданства, еще как-то можно согласиться (он существует в законодательстве ряда стран мира), то его применение к гражданам РФ с видом на жительство в другой стране вызывает вопросы. Согласно правовым нормам, действующим в большинстве стран, практически невозможно законно находиться на их территории более трех месяцев и при этом не получить либо вид на жительство, либо иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание.


Это обстоятельство отражено даже в комментариях ЦИК РФ к закону, где сказано: «В то же время запрет, введенный в комментируемый федеральный закон от 25 июля 2006 года № 128-ФЗ, имеет, на наш взгляд, конституционно проблемный характер. Это связано с тем, что не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание этого гражданина на территории иностранного государства (часть 4 статьи 5 комментируемого федерального закона). Как представляется, если недопущение в число законодателей лиц с двойным или множественным гражданством может быть обосновано оговоркой, содержащейся в части 2 статьи 62 Конституции Российской Федерации, позволяющей федеральному законодательству умалять права таких граждан, то вызывает сомнение обоснованность применения данной ограничительной меры к гражданину Российской Федерации, имеющему только гражданство Российской Федерации и надолго выехавшему за границу, например, для учебы или работы по контракту и имеющему документ, подтверждающий его право на постоянное проживание на территории иностранного государства».
Теперь разберемся с процедурой голосования за рубежом.


Согласно закону «Об основных гарантиях» (статья 29, пункт 1), членами избирательных комиссий как с правом решающего, так и совещательного голоса не могут быть: «лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства». И хотя данный пункт закона также признан частично не соответствующим Конституции РФ2 еще в 2010 году, он до сих пор применяется при формировании избирательных участков за рубежом.
Согласно разъяснениям, данным в методическом письме ЦИК3 о рекомендациях по организации голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, участковая избирательная комиссия формируется: руководителем соответствующего дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации. При ее формировании должны быть соблюдены общие условия и порядок формирования избирательных комиссий, установленные требованиями статей вышеуказанного закона «Об основных гарантиях».


В результате чего состав участковых избирательных комиссий, а вместе с ним и их количество, формируется лишь из числа сотрудников дипмиссий в каждой конкретной стране мира. А так как их число очень ограничено, то у нас, естественно, ограничено и число участковых комиссий.


У меня снова возникает риторический вопрос и к членам ЦИК, и к депутатам государственной Думы: почему вдруг такое недоверие к нам, к зарубежным избирателям? Что может сделать такого «провокационного» зарубежный избиратель, рекомендованный в состав комиссии либо руководством дипмиссии, либо от избирающейся партии?


Вы постоянно говорите о роли русской диаспоры за рубежом, принимаете постановления о развитии взаимоотношений с ней, оказываете политическую и финансовую поддержку нашим землячествам, домам дружбы, объединениям ветеранов за рубежом. Многие из нас активно работают и с российскими дипмиссиями в своих странах, и с политическими, общественными и прочими структурами на территории России. Думаю, многих из нас могли бы порекомендовать, а порой и поручиться за нас, известные деятели России. Так почему же нам запрещено работать в составе хотя бы участковых избирательных комиссий? Ведь наше присутствие могло бы как минимум вдвое увеличить число избирательных комиссий за рубежом. Лишние руки никогда не помешают, особенно в такой кропотливой, очень рутинной работе, которой занимается комиссия. А все сомнения по поводу того, что мы вдруг припишем лишнего не тому кандидату, думаю, из области фантастики. Ведь кроме членов избирательной комиссии при подсчете голосов находятся наблюдатели почти от всех партий и представители СМИ. Не думаю, что у нас «за границей» такие приписки вообще возможны.


Увеличение числа участковых избирательных комиссий за рубежом позволило бы в ряде стран с многочисленной русской диаспорой без проблем организовывать досрочное голосование, а в день выборов увеличить число выездных бригад для организации голосования вне помещения участка. И это все существенно отразится на явке, которая представляет собой один из самых верных показателей имиджа России и ее политических структур за рубежом.


Прошедшие недавно перемены в составе ЦИК РФ и избрание на пост его председателя главного омбудсмена страны внушают определенный оптимизм. Своей главной задачей на посту председателя ЦИК Элла Памфилова назвала обеспечение реальных избирательных прав: «Чтобы люди чувствовали, что их голос может изменить ситуацию в стране». К сожалению, мы пока лишь чувствуем, что наш голос вообще-то кому-то нужен. Ведь мы просим лишь «равных избирательных прав». Надеюсь, когда-нибудь получим.

БОЧАРОВ Юрий Борисович,
политолог, иностранный член РАПН, участник и организатор избирательных кампаний по выборам в Государственную Думу РФ и Президента РФ на территории государства Израиль с 2003 года

Примечания
1 Сведения об общей численности избирателей, участников референдума Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2015 года. URL: http://www.cikrf.ru/izbiratel/quantity/01072015.html
2 Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2010 № 14-П.
3 Постановление ЦИК РФ от 03.08.2011 № 23/238-6.


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".