Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№9, Сентябрь 2016

КРУГ ЧТЕНИЯ

Юрий Курносов
Искать ответ в себе

 

С. В. Палагин. Когнитологический коучинг: осознанность постнеклассики. Сценарии транскультурного перехода. Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2016. — 624 с. Тираж 25 экз.

Название, конечно, сложное, но название книги другого автора — «Материализм и эмпириокритицизм» — звучало не намного проще... И ничего — читали и зачеты сдавали. Палагин — один из немногих в стране когнитологов, живет и работает в Саратове. Когнитология — сфера деятельности, связанная с анализом знания. В нашем журнале в разное время публиковались работы Сергея Палагина. Теперь вышла книга — крохотным тиражом.

ЧИТАТЕЛЬ:
— Книги — как люди. Мы говорим, что достойный человек — это тот, у которого есть достоинства, а не тот, у которого нет недостатков. В этой книге, как и в других, разумеется, есть свои недостатки, но, на мой взгляд, их с лихвой перекрывают имеющиеся достоинства. Главное достоинство этой книги — не только в ее своевременности и актуальности, но и в богатом теоретическом содержании. Автор тонко и заблаговременно почувствовал потребность в представленных на этих страницах идеях и положил много труда, чтобы доступно изложить их.


Да, нам часто нелегко воспринимать новое. И не только потому, что оно иногда сложное. Мы привыкаем к определенным штампам, шаблонам, трафаретам в мышлении, и нам кажется: то, что есть, — это единственно возможное, и иного не может быть.


Но автор показывает, что может, может!


В условиях современной жизни мы пришли к осознанию того, что культура нашего мышления не есть величина постоянная, заданная генетически и исторически, а величина переменная, влиять на которую можно в очень существенных границах. Автор принадлежит к числу тех немногих самобытных мыслителей, которые осмеливаются говорить о транскультурных переходах, причем не вынужденных, стихийных, а неслучайных, предвосхищаемых и управляемых, разыгрываемых по научно разработанным и скрупулезно просчитанным методикам.


У автора есть слабость к эпиграфам, но, уступая ей, он не выходит за рамки хорошего вкуса и найденным эпиграфом почти всегда умело и интересно оттеняет смысл очередной главы. Если здесь соблюсти этот стилистический прием автора, то для эпиграфа ко всей книге я бы выбрал слова А. Эйнштейна: «Вы никогда не решите проблемы, если будете мыслить так, как те, кто их создал». И здесь проявляется второе главное достоинство книги — в ней выступает Личность, которая мыслит не так, как продолжаем мыслить мы, умножая вокруг себя всевозможные проблемы: экономические, социальные, демографические, экологические, политические…


Мышление автора настолько необычно, что кажется сумасбродным. Но и тут на его стороне Р. У. Эмерсон: «В сумасбродстве есть какая-то надежда, а в заурядности — никакой!». Эта книга местами непроста для чтения, но только для тех, кто пасует перед первыми же трудностями. В ней много необычных терминов и понятий, к которым надо привыкнуть. Автор знает это, и поэтому дает обширный глоссарий на 15 страницах, в котором с научной обстоятельностью раскрывает смыслы новых для читателя слов. Уж в чем другом, но в заурядности эту книгу упрекнуть нельзя.


Давно зная автора, я слышал мнение от некоторых коллег по аналитическому цеху, что он слишком теоретичен, что в своих концептуальных изысках оторвался от практики. По этому поводу возражу сразу и решительно: книга глубоко рефлексивна и основана на личной практике автора. Он показывает механизмы мыслетехнологий, раскрывает секреты нашей когнитивной культуры, которую он всеми имеющимися силами поднимает на новый уровень. Будучи последователем великого русского ученого В. И. Вернадского, Сергей Палагин органично пользуется понятиями «ноосферное общество», «ноосферное мышление», «ноосферная культура» и, на что обращу особенное внимание — «ноосферная нравственность». Мне редко приходилось встречать книги, в которых научная мысль была так тесно увязана с этическими принципами. В современных условиях, когда мы уже устали от бесплодных разговоров о коррупции, этот прикладной аспект когнитологической тематики у автора, словно компас, с которым мы выйдем в правильном направлении.


Несколько настораживает самоуверенность автора в своих идеях и выдвигаемых предложениях, некоторая непроработанность отдельных формулировок. В тексте многовато употребляется местоимение «Я». Но тут как посмотреть... Можно и так: говоря «я», человек берет этим на себя персональную ответственность за сказанное и выражает готовность отстаивать свое мнение. К сожалению, сегодня слишком много книг написано так, что личность автора в них словно растворена и затуманена. Высказываешь критическое замечание, а потом теряешься: а кому его предъявить? Здесь совершенно наоборот: Панарин своим напором как бы сам напрашивается на дискуссию и при этом не прячется за обтекаемыми бессубъектными формулировками.


Будут ли идеи, представленные в этой книге, полезны? Бесспорно. Переход от устаревшей когнитивной культуры к новой, ноосферной, уже идет. По-своему раскрытый автором транскультурный переход давно назрел, и чем быстрее мы всё это осознаем, тем в большей степени окажемся его хозяевами и творцами, а не игрушками нераскрытых и непонятных законов развития природы, общества и мышления.


Юрий КУРНОСОВ, профессор кафедры национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте РФ, руководитель проекта «Русская аналитическая школа», член Союза писателей России, доктор философских наук.

АВТОР:
— Это книга для тех соотечественников, которые выразили свой транскультурный запрос. Выразили для себя, для своего профессионального сообщества, для соотечественников. Это книга для тех, кто созрел для транскультурного перехода к ноосфере. Кто понял, что так, как мы сегодня живем, жить и работать больше нельзя и невозможно. Остальным, продолжающим жить сомнениями, уступками, соглашательством и компромиссами, будет непонятно, о чем здесь речь и зачем копья ломать, когда вроде и так все хорошо. Или почти хорошо.


Хорошо-то хорошо, только почему-то многие «светлые» головы уперлись в проблемы, с которыми они никак не справляются. Над которыми бьются не то что годами — десятилетиями, а существенных результатов как не было, так и нет. Не означает ли это, что не хватает рефлексии понять: если уперлись в непробиваемую стену, значит пришло время не только поиска принципиально новых решений, но и принципиальной перестройки своего мышления, способного, прежде всего, видеть эти решения. Суть сегодняшнего транскультурного перехода можно выразить в том, что если мы до настоящего времени решение своих проблем обычно искали вне себя, то теперь пришло время начинать поиск ответов на свои вопросы ВНУТРИ себя. Сегодня мы должны говорить себе: это не проблемы сложны, это мы слишком просты, слабы, некомпетентны и недостаточно мудры, чтобы справиться с ними.


В такой исторической ситуации ко времени и ко двору оказываются коучи — специалисты по эффективной субъектной самоорганизации. Коуч не решает проблему за человека, не помогает ему в этом, но делает человека способным самостоятельно справляться со своими проблемами. Или раскрепощает возможности человека так, что он приступает к осуществлению проектов, на которые ранее даже не замахивался. Коучу допустимо не знать, в чем суть проблемы его клиента, зато он представляет, чем и как можно воодушевить человека, чтобы он освободился от психологических зажимов, нашел дополнительные средства, почувствовал в себе новые силы, открыл новые ресурсы.


В общественном сознании гуляет мнение, что наш мозг мы используем в среднем только на 15%. Это и верно, и одновременно неверно. С нейрофизиологической точки зрения наш мозг как работал на все 100%, так и работает. Но вот с точки зрения науки об организации и самоорганизации мозга, этот показатель даже завышен. А соглашаться на 3–5% не хочется: что мы, слабоумные, что ли?
Способности мозга, способности интеллекта видны в делах и свершениях. Индивидуальных или коллективных. Посмотри, над чем и как человек работает — и можно представить, насколько развиты его умственные способности.


А каковы умственные способности всего человечества и отдельных его представителей, видно по тому, что происходит. По отдельным направлениям — всё прекрасно. Достижения в науках и технологиях, в познании окружающей природы и далекого космоса, удивительные операции по пересадке органов и воплощение масштабных инфраструктурных проектов. А в целом? Что толку, если по отдельности представители человечества, знающие, опытные, компетентные, «пробу негде ставить», вместе образуют цивилизацию, идущую к самоуничтожению?


Наверное, поэтому более 30 лет назад появился коучинг. У культурных людей культурной нормой стал запрос на саморазвитие. Люди осознали себя Личностями, которые могут быть лучше только потому, что надо хотеть быть лучше и к этому самоотверженно стремиться. Сегодня экономическую рентабельность коучинга оценивают в среднем в 600%. А не экономическую? Коучинг бесспорно признан как сфера коммуникации и творчества, где многие не только решительно меняются к лучшему, но и обретают другую судьбу — гармоничную и счастливую.


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".