Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№2, Февраль 2019

ЭКСПЕРТИЗА

Сергей ЛУЦЕНКО
Лекарства — гарантия государства

 

Нарушая права граждан на получение бесплатной медицинской помощи, региональные власти расписываются в неисполнении своих обязательств. Какие нарушения со стороны региональных органов в сфере здравоохранения наиболее часты? Главное — непринятие мер социальной поддержки населения в виде бесплатных лекарственных препаратов. А ещё — неисполнение в полном объёме заявок медицинских учреждений на приобретение лекарственных препаратов.

В соответствии с ч. 1 статьи 41 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Согласно ст. 29 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определённых категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством.

Часты ситуации, когда гражданам, состоящим на учёте в медицинском учреждении, лечащий врач выписывал рецепт на лекарственный препарат. А лекарство не было выдано. Например, его не оказалось в аптечном пункте. Больной вынужден приобретать лекарство в других аптечных организациях за собственный счёт. Как быть? Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328 утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан. В соответствии с п. 2.7 в случае временного отсутствия лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание. Или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.

Статьёй 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Это организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов. Это также заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов. Обеспечение населения лекарствами, закупленными по государственным контрактам.

Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями. Поэтому надлежащим ответчиком по делу о компенсации расходов, произведённых гражданином в связи с приобретением необходимых для лечения лекарственных средств, указанных в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, в случае отсутствия этих лекарственных средств в аптеках, являются соответствующие уполномоченные фармацевтические организации, выигравшие конкурс на заключение этих контрактов на реализацию лекарственных средств. Таково Определение Верховного Суда РФ от 24.12.2009 по делу № 25-В09-24.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 утверждён Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Из этого нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление гражданам при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача является государственной гарантией Российской Федерации.

Если лечащим врачом был выписан рецепт на получение лекарственного препарата бесплатно, а лекарственный препарат по рецепту врача предоставлен не был, то обязанность по обеспечению гражданина лекарственным препаратом возлагается на региональный уполномоченный орган здравоохранения. Это региональное министерство здравоохранения или департамент здравоохранения. Именно эти органы обязаны бесплатно обеспечить гражданина необходимым лекарственным препаратом (в том числе своевременно заключить государственный контракт). А бездействие таких органов свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что не подлежат оплате за личный счёт граждан лекарственные препараты, не входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, но в случае их замены из-за индивидуальной непереносимости по жизненным показаниям.

Предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов производится за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определённых специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.

Региональное министерство здравоохранения несёт ответственность и в случае несвоевременной закупки лекарственного препарата. Если врачом медицинского учреждения выписан рецепт на лекарственный препарат, а при обращении гражданина в аптеку по рецепту лекарственное средство бесплатно ему не было выдано в связи с его отсутствием, наступает ответственность уполномоченного органа в сфере здравоохранения. Ведь отсутствие лекарственного препарата является следствием того, что региональным минздравом не была исполнена в полном объёме заявка медицинского учреждения на приобретение лекарственного препарата (незаконность действий). Региональный минздрав обязан обеспечить гражданина указанным в рецепте лекарственным средством. Неполучение гражданином жизненно необходимого для него лекарства по вине уполномоченного органа влечёт физические страдания и нравственные переживания, связанные с беспокойством за свою жизнь и здоровье.

Право гражданина на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения его лекарственными препаратами не поставлено законом в зависимость от каких-либо нормативов и не ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета. Если имеются медицинские показания и назначение лечащего врача, в том числе в связи с неэффективностью иного лечения, соответственно, обеспечение гражданина препаратом бесплатно является законным и обоснованным в силу части 3 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в РФ» в связи с необходимостью применения препарата по жизненным показаниям.

Нередко региональные уполномоченные органы начинают ссылаться на недостаточный объём финансирования из федерального бюджета, пытаются переложить обязанности по обеспечению граждан лекарственным препаратом непосредственно на федеральный бюджет Российской Федерации. Это всё необоснованно, поскольку межбюджетные отношения регулируются Бюджетным кодексом РФ, и сама по себе обязанность федерального бюджета предоставить межбюджетные трансферты для обеспечения гражданина лекарственными препаратами не изменяет обязанную сторону в правоотношениях. В данном случае в силу федерального закона обязанной стороной являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим онкологическими заболеваниями (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы лекарственными препаратами. При этом инвалиды, страдающие онкологическими заболеваниями, подлежат обеспечению необходимыми им лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам бесплатно, вне зависимости от наименования и стоимости препарата.

Обеспечение лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с организациями, выигравшими в каждом конкретном субъекте Российской Федерации конкурс на заключение государственных контрактов на обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи.

Фармацевтической организации законом не предоставлено правомочий по отзыву рецепта на лекарственный препарат, необходимый гражданину, страдающему социально значимым заболеванием, в случае отсутствия такого препарата в фармацевтической организации на момент обращения гражданина. Предположим, такая организация в установленные законом сроки не обеспечила гражданина лекарственными средствами, указанными в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе. Поэтому гражданин приобрёл лекарство за собственный счёт. Потраченные таким образом средства, подтвержденные документально, могут быть возмещены за счёт названной фармацевтической организации при установлении её вины в нарушении социальных прав гражданина.

Недавно на федеральном телеканале ОТР в передаче «За дело!» был показан сюжет, где дети с редкими заболеваниями не получают соответствующей медицинской помощи от региональных министерств здравоохранения. Формулировка при этом такая: лекарственные средства не входят в перечень жизненно важных.

На самом деле это всего лишь преступное бездействие регионов. Более того, денежные средства всегда имеются в региональном бюджете на данные цели. Есть письмо-разъяснение Министерства здравоохранения РФ от 08.07.2013 № 21/6/10/2-4878 о недопустимости отказа гражданам в обеспечении лекарственными средствами (даже теми, которые отсутствуют в перечне). То есть существует и правовой ключик для разрешения подобной ситуации. К сожалению, люди не обладают подобной информацией. Даже письмо Министерства здравоохранения РФ от 08.07.2013 № 21/6/10/2-4878 стараются не придавать особой огласке. По всей России судебные органы всего девять раз ссылались на данное письмо.

Очень жаль, что в подобных условиях, по причине преступного бездействия региональных властей страдают дети. Лишь некоторые регионы (единицы) используют финансирование за счёт регионального бюджета лекарственных средств, которые не входят в перечень жизненно важных (в том числе дорогостоящих).

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учётом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учётом особенностей состава населения, уровня и структуры заболеваемости. Региональные министерства здравоохранения обязаны предпринять необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка назначения гражданину жизненно важного лекарственного препарата и обеспечения данным препаратом (даже если данный препарат отсутствует в перечне). Таково Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2018 № 11-КГ18-9.

Более того, гражданин вправе получать назначенное по жизненным показаниям лекарственное средство за счёт средств бюджета субъекта РФ, поскольку отсутствие указанного препарата в вышеуказанных Перечнях не является основанием для непредоставления ему медицинской помощи.

Из письма Министерства здравоохранения РФ от 08.07.2013 № 21/6/10/2-4878 «О недопустимости отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счёт средств субъектов РФ» следует, что Федеральный закон № 323-ФЗ не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими заболеваниями. В письме указано на недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении. Они обеспечиваются за счёт бюджетов субъектов РФ.

ЛУЦЕНКО Сергей Иванович, аналитик


ПО ТЕМЕ

Чиновников будут наказывать за нарушения
в обеспечении граждан льготными лекарствами

Елена ВАСИЛЬЕВА
16 ноября 2018 г.

Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) внесли предложение в законодательном порядке установить для чиновников ответственность за нарушения при обеспечении медикаментами льготной категории граждан.

Член Центрального штаба ОНФ, директор Фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов сказал: «На федеральном и региональном уровне нужно установить ответственность для должностных лиц за неисполнение своих обязанностей в вопросе льготного лекарственного обеспечения. Соответствующее дополнение нужно внести в федеральное законодательство».

Он также отметил, что граждане не могут получить льготные препараты: «В октябре через форму оперативной связи «Сигнал на Фронт» в ОНФ поступили обращения от граждан, которые жаловались на отказы выдать льготные лекарства и медицинские изделия для лечения диабета, онкологии, астмы, сосудистой патологии. Только за одну неделю октября нами было получено 164 таких обращения».

Гаврилов заявил о необходимости регистрировать пациентов, получающих дорогостоящие медпрепараты, а также тщательно контролировать остаток закупаемых за счёт бюджета медикаментов. Он также добавил, что нужен механизм, позволяющий перераспределять препараты между регионами, «в том случае, если возникнут излишки в одном из субъектов РФ».

https://www.lawmix.ru/medicine/12797

Недобросовестные врачи во Владивостоке
лечили граждан просроченными лекарствами

21 декабря 2018 г.

Одно из медицинских учреждений Владивостока хранило лекарства в неположенном для этого месте. Нарушения выявили специалисты прокуратуры Первореченского района города, сообщает РИА «Восток-Медиа».

Корреспонденту агентства сообщили в ведомстве, что инспекторы, обследуя медучреждение, обнаружили ряд препаратов, которые хранились с нарушениями указаний производителя на упаковке и инструкции по их применению. Также специалисты нашли препарат с пропущенным сроком годности. В связи с этим прокуратура вынесла представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено. Виновного привлекли к дисциплинарной ответственности, а нарушения закона устранены.

В отношении должностного лица медицинского учреждения также возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ: Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения. Виновному предстоит заплатить за несоответствия с законом штраф в размере 20 тысяч рублей.

https://vostokmedia.com/news/incident/21-12-2018/


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".