Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№2, Февраль 2019

Спартак КАГРАМАНЯН
Госплан и экономика

 

Принятый 20 июня 2014 года Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», к сожалению, не устанавливает чёткой организационной системы руководства по данной проблеме. Текст закона носит описательно-рекомендательный характер без указания отраслей экономики и уровня роста промышленности.

При этом не учитывается опыт планового хозяйства СССР. «Российская экономика попала в яму». Так называется статья Светланы Бобровой в газете «Метро» (28 ноября 2018 г.). В ней приводится заявление председателя Счётный палаты Алексея Кудрина о том, что экономика России попала в «застойную яму». Вот цитата: «После Второй мировой войны у нас такого длительного периода в истории России, чтобы мы жили больше 10 лет с таким темпом роста — 1% — нет. Мы, в общем-то, попали в серьёзную такую застойную яму, серьёзную».

Это можно объяснить только одним — нет единой государственной системы планирования и управления экономикой. А если эта система есть, то она не работает. Вместе с этим известно, что экономика является фундаментом любого государства, а её организационная система и структура являются конструкцией сложного фундамента.

97 лет тому назад, 22 февраля 1921 года, был образован Госплан. За 70 лет его деятельности СССР достиг вершин в экономической и социальной областях, в развитии науки и техники, в освоении космоса, обеспечении обороноспособности страны, в повышении жизненного уровня народа. Из этого следует, что образование планирующего органа и восстановление системы планирования в современных условиях является определяющим условием возрождения России.

Об этом ранее говорил в своих выступлениях академик РАН РФ А. Г. Аганбегян, однако его предложения, к сожалению, не были восприняты руководством страны. Правительство РФ пытается частными решениями поднять уровень экономики страны. Например, повышением заработной платы. Однако с этим повышаются никем не контролируемые цены на рынке потребления.

Правительство СССР ежегодно снижало цены в торговой сети, при этом заработная плата трудящихся оставалась на прежнем уровне, таким образом, покупательная способность рубля автоматически повышалась.

24 ноября 2018 года в Москве, в Колонном зале Дома союзов прошло Всероссийское экономическое собрание, посвящённое празднику «День экономиста». Однако в выступлениях известных государственных деятелей и учёных, членов «Вольного экономического общества России», не был дан анализ организации экономической системы России.

Система планирования, учёта и контроля, анализа и принятия решений является единой для эффективного управления экономикой государства.

Важную роль в государственной системе играет статистическая отчётность с нижнего уровня экономики — предприятий, организаций, коммерческих структур и др. — по иерархии до Федеральной службы государственной статистики для анализа и принятия решений на всех уровнях государственного управления. Важные функции статистики: получение, обработка, анализ, публикация информации о количестве и качестве показателей функционирования подотчётных организаций и жизнедеятельности общества.

Становится ясным, что для функционирования общей государственной системы планирования, производства и контроля за исполнением плановых мероприятий необходимо возродить, с учётом современного состояния экономики, Госплан, Госснаб, Госкомцен в составе правительства РФ, повысить роль Федеральной службы государственной статистики и Счётной палаты.

Безусловно, возрождение государственной системы управления экономикой на всех уровнях государства — сложная и долгосрочная в исполнении проблема. В связи с этим в период учреждения и в последующей деятельности Госплана РФ должны быть привлечены к анализу и разработке планов соответствующие институты Академии наук РФ, учёные вузов, отраслевые институты и ведущие предприятия России.

Можно рекомендовать следующую организационную систему планирования, производства, учёта и контроля экономики.

1. Госплану РФ по согласованию с Госснабом РФ и Госкомцен РФ необходимо разработать перспективный план развития экономики Российской Федерации на 10, 15, 20 лет, предусматривающий этапы по пятилеткам. Такой план подлежит утверждению Государственной Думой Российской Федерации в качестве Закона РФ.

2. Госплану РФ по согласованию с Госснабом РФ, Госкомцен РФ и отраслевыми министерствами и ведомствами следует представить на утверждение в Государственную Думу Российской Федерации пятилетний план по отраслям, предприятиям (организациям), по срокам исполнения, по материально-техническому обеспечению и по ценам выпускаемой продукции по годам. Пятилетний план также подлежит утверждению Государственной Думой Российской Федерации в качестве Закона РФ.

3. Отраслевой или годовой план является этапом пятилетнего плана предприятий-исполнителей и предусматривает сроки выполнения годовых планов по этапам и стоимости выполняемых работ, установленных отраслевыми министерствами и ведомствами. Текущее планирование предусмотренных мероприятий в отраслевых и годовых планах, выполнение этих планов возлагается на предприятия и организации, предусмотренные в пятилетних и годовых планах.

4. Структурно Госплан РФ должен состоять из отраслевых подразделений и сводно-балансового отдела.

5. Ежегодный отчёт предприятий, министерств и Госплана РФ, представленный статистическим органом, подлежит рассмотрению в регионах РФ, в отраслевых министерствах, в Государственной Думе РФ и в правительстве РФ, где дают оценку выполнения плановых заданий.

Вся Государственная система планирования и производства должна быть ориентирована на реализацию и удовлетворение спроса смежных предприятий и требований меняющихся потребностей рынка спроса.

В этом содержание организации плановой системы в современных условиях экономики.

КАГРАМАНЯН Спартак Лазаревич

профессор, доктор экономических наук, лауреат премии Совета Министров СССР, заслуженный металлург РСФСР

ПО ТЕМЕ

Нужно ли возрождать Госплан?

Алевтина МОНАСТЫРСКАЯ

Когда спрашивают, нужно ли возрождать аналог Госплана, я отвечаю, что речь идёт не о планировании до точного количества выпуска иголок, в их цене, качестве и адресатах поставок. И не надо бояться идеи Госплана. Его сила была в том, что он связывал территориальные и отраслевые проблемы и планы в единый документ. А слабость была в том, что его документы были излишне детализированными: ограничивали товарно-денежные отношения субъектов хозяйствования, убивали инициативу.

Планирование во многих странах эффективно используется. И чем лучше и долгосрочнее стратегия, которую затем планово реализуют, тем более эффективно работает государство. В этой сфере ныне мировой лидер известен, это Китай — единственная страна, имеющая столетнюю стратегию, которая реализуется через пятилетние планы и регулярный мониторинг условий и ресурсов. И это правильно. Во Франции тоже есть пятилетние планы.

В России необходимо прежде всего локализовать по регионам и субъектам Федерации основные приоритеты страны, в том числе определённые указами главы государства. И именно они, а не «комплексное социально-экономическое развитие» должно быть ориентиром всего процесса стратегирования. Каждый приоритет должен быть проанализирован с точки зрения наличия конкурентных преимуществ на предприятиях региона, позволяющих эффективно реализовывать приоритеты страны. Если нет преимуществ и даже новых научных результатов и патентов для достижения приоритетов, то следует изучать их локализацию в других регионах страны или изменять сами приоритеты.

Именно вокруг районов реализации приоритетов через конкурентные преимущества, а также вокруг селитебных зон проживания людей, занятых в этих процессах, и должны создаваться районы приоритетного социального развития. Если у предприятия есть продукция мирового уровня, конкурентоспособная, осуществляется её масштабный экспорт, то надо его поддерживать, не обязательно даже финансово напрямую, но создавать налоговые льготы, преференции на какой-то период. Если страна, лидирующая в мире по экспорту природных ресурсов и оружия одновременно, например, является и одним из лидеров по числу авиапроисшествий, то очевидно, что надо всемерно развивать самолётостроение для гражданской авиации и часть экспортной выручки направлять на этот приоритет.

https://proshkolu.ru/user/monastirskaya10/blog/456631


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".