Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№01, Январь 2020

Анна БАГДАСАРОВА
Основа идентичности

 

Директор Центра научно-методического сопровождения инновационных проектов и программ гуманитарного профиля Северо-Кавказского федерального университета

В Федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016–2020 годы обозначены две задачи: обеспечение реализации функций русского языка как государственного языка Российской Федерации и создание условий для функционирования русского языка как языка межнационального общения народов России. Важнейшая роль в решении этих задач принадлежит системе образования.

Северо-Кавказский федеральный университет интегрирован в социально-экономическое пространство региона и обеспечивает подготовку современных кадров по широкому спектру направлений и специальностей. Северо-Кавказский федеральный университет сегодня формируется как уникальное ядро научно-образовательного и инновационного сектора экономики Северо-Кавказского федерального округа, обеспечивающее подготовку квалифицированных кадров для приоритетных направлений социально-экономического развития округа. Это ещё и ведущая экспертная площадка для межкультурного диалога в полиэтничном социуме региона и ближнего зарубежья. Это и фактор укрепления общегосударственной роли русского языка и русской культуры, фактор снижения этнокультурного напряжения, оптимизации межэтнического и межконфессионального общения. Кроме того, университет выступает проводником формирования у своих выпускников общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, общекультурной компетентности и правовой культуры. И, конечно же, ключевым центром геополитического влияния России через развитие образовательных, научных и культурных связей региона с приграничными государствами.

В Северо-Кавказском федеральном университете обучаются студенты, которые представляют различные этнические и конфессиональные общности. Они имеют собственный опыт межэтнического, межкультурного и межконфессионального взаимодействия. Исходя из этого, формирование и развитие у студентов общероссийской гражданской идентичности входит в приоритетные направления научной, образовательной и воспитательной деятельности профессорско-преподавательского состава Северо-Кавказского федерального университета.

В настоящее время в Северо-Кавказском федеральном университете реализуется долгосрочный научно обоснованный воспитательно-образовательный проект по формированию у студентов общероссийской гражданской идентичности и современных этнокультурных компетенций. Это прививает чувство ответственности за будущее России и региона, умение выбрать правильное решение в ситуации, возникающей на фоне поликультурного взаимодействия.

«Формирование российской идентичности и правовой культуры студенческой молодёжи в полиэтничном регионе». Так называется один из наших общеобразовательных проектов. Основным механизмом реализации проекта является разработка и включение в учебный процесс дисциплин, которые направлены на формирование российской цивилизационной идентичности, гражданственности, патриотизма, навыков культуры межнационального и межконфессионального общения. При решении задач формирования у студентов общероссийской гражданской идентичности мы особое внимание уделяем качеству овладения ими коммуникативными ресурсами русского языка как государственного, повышению грамотности и культуры русской речи учащихся.

Теоретическую и практическую основу деятельности по формированию общероссийской гражданской идентичности составили научные разработки ведущих учёных университета в области этнологии, этнической и региональной конфликтологии, этносоциальных проблем и этнокультурных процессов. В университете функционируют 22 научные школы и 59 научных направлений. В работах представителей 3 научных школ и 12 научных направлений исследуется широкий спектр проблем. Это и конфликт цивилизаций, и конфликты идентичностей в современном мире, и проблемы гармонизации межнациональных отношений в поликультурном социуме. Это и проблемы образования как фактора стабилизации полиэтничного социума, теория и практика гражданского и патриотического воспитания, личностно-ориентированные модели воспитания в образовательном процессе вуза. На основе результатов научных исследований по данной проблематике, которые проводятся учёными университета более 20 лет, разработаны образовательные дисциплины, направленные на формирование общероссийской гражданской идентичности, этнокультурных компетенций и компетенций культуры русской речи.

В числе дисциплин, входящих в междисциплинарный образовательный модуль, есть, например, такая: «Личность в пространстве российской цивилизации». Она реализуется в качестве обязательной дисциплины для студентов всех направлений подготовки университетского профиля. «История государственных символов России», «Этнология Юга России», «Культура межнационального общения», «Северный Кавказ в истории России» — эти темы требуют большего углубления в историю региона и страны. С большим погружением в наш день изучаются темы «Современный российский патриотизм», «Основы социокультурной адаптации и интеграции», «Правовая культура», «Теория и практика совершенствования межнациональных отношений на Северном Кавказе». Эти дисциплины обеспечены учебно-методическими комплексами, которые прошли апробацию в учебном процессе.

Основой единства страны является русский язык, который и формирует общее гражданское, культурное и образовательное пространство. Выступая на совместном заседании Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку, Президент Российской Федерации В. В. Путин подчеркнул, что «русский язык, по сути, вместе с культурой сформировал Россию как единую и многонациональную цивилизацию, на протяжении веков обеспечивал связь поколений, преемственность и взаимообогащение этнических культур».

В Российской Федерации русский язык играет основополагающую роль в формировании и укреплении позиций государственности, в сплочении народов, использующих русский язык как основное средство коммуникации, а также как язык политики, культуры, науки. Взаимодействие русского языка с языками Кавказа способствует их взаимообогащению, создает благоприятные условия для укрепления и развития национальных языков. Русский язык используется также как фундамент для построения успешной профессиональной деятельности, как фактор и одна из основных составляющих личностного культурного развития. Русский язык — основа формирования общероссийской идентичности современного гражданина России.

В Северо-Кавказском федеральном университете в структуре Гуманитарного института функционируют кафедра русского языка, кафедра культуры русской речи для технических специальностей и кафедра культуры русской речи для гуманитарных и естественнонаучных специальностей.

Русский язык и культура речи реализуется в качестве обязательного курса цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин в учебных планах неязыковых специальностей. Цели дисциплины: формирование общих компетенций в области речевого поведения. Это формирование культуры речи, развитие навыков владения коммуникативными ресурсами русского языка, формирование и развитие навыков владения стилистическими ресурсами, формирование наиболее общих компетенций в области функциональной грамотности. И, конечно, развитие представлений о русском языке как о главном средстве межнационального общения и важнейшей составляющей гражданской идентичности. В перечень квалификационных характеристик университетских выпускников всех направлений подготовки и специальностей по завершению обучения включена компетенция «культура русскоязычной устной и письменной речи».

У нас работает практикум по орфографии и пунктуации. Цели дисциплины — формирование функциональной грамотности. А именно — обучение студентов нормам русского литературного языка, знакомство с основными уровнями языка и составляющими их единицами, с принципами русской орфографии и пунктуации. Помогаем выработать орфографическую и пунктуационную зоркость, отработать и закрепить орфографические и пунктуационные навыки письменной речи (1-й семестр бакалавриата).

Практикум по культуре русской устной и письменной речи позволяет повысить культурно-языковой уровень студентов, обогатить представления о языке как непременной составляющей гражданской идентичности россиянина, как важной составляющей духовного богатства народа. Мы также развиваем навыки письменного воспроизведения услышанных и прочитанных текстов, навыки создания письменных текстов по заданной тематике. Так происходит формирование коммуникативных компетенций, связанных с умением студента организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения (2-й семестр бакалавриата).

Теория и практика профессиональной коммуникации на русском языке помогают формировать компетенции в практической области профессиональной коммуникации. Способствуют формированию у студентов устойчивых теоретических знаний в области профессиональной коммуникации, знаний в области теории речевого воздействия, компетенций в практической области речевого воздействия (3-й семестр бакалавриата).

Преподаётся у нас стилистика русского научного дискурса. Цели дисциплины — формирование у студентов устойчивых представлений о лингвистической и экстралингвистической природе научного дискурса, формирование устойчивых знаний о жанрово-стилистических особенностях такого дискурса, выработка компетенций в области создания и анализа текстов научного дискурса (1-й семестр магистратуры).

Система формирования культуры русской речи базируется на нескольких теоретических положениях. Это теории речевой деятельности, данные психолингвистики о соотношении системы языка и языковой способности человека, теории формирования языковой личности. Мы также даём положения о закономерностях усвоения родной речи, о принципах и методах обучения русскому языку, а также закономерностях усвоения неродной речи. Не остаются в стороне и теории коммуникативной лингвистики, положения о взаимосвязи всех видов речевой деятельности.

Задача формирования нового типа представителей национальной интеллигенции, нового типа управленческих элит — носителей общероссийской гражданской идентичности требует разработки соответствующих прикладных гуманитарных и социальных технологий. Они позволяют точно определять параметры, механизмы, методики воспитательного воздействия на личность студента федерального университета с учётом оптимального сочетания трёх идентичностей: российской, региональной, этнической.

Сегодня русский язык является важнейшим фактором межэтнической интеграции, языковой консолидации и основой формирования общероссийской гражданской идентичности современной России. Всё это актуализирует решение проблемы сохранения и развития традиций русской культуры, русской литературы, русского языка как государственного языка и языка межнационального общения народов Российской Федерации.


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".