Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№3, Март 2020

Владимир САБИНИН
Специфика текущего момента

 

Постановка вопроса

В попытках разобраться в деталях ситуации, сложившейся в системе восприятия и использования Конституции, необходимо использовать только термины, имеющие общепризнанный смысл, а также применять согласованную метрологическую систему. Так, чтобы выводы и рекомендации различных авторов можно было сравнивать в одной и той же системе координат. В противном случае обсуждение практического смысла не имеет. К сожалению, это и есть типичная ситуация для обществоведения. Тем, кто сомневается в этом, предложим дать, например, определение таким ключевым понятиям, как «демократия», или «экономика». Или определить, в каких единицах измеряется вклад того или иного производства в качество среды обитания человека. Вряд ли это получится, хотя именно этот показатель определяет смысл существования экологии.

Итак, определим, что конституция есть устав страны. Такой устав, или положение, имеет любая социальная организация — цех, министерство, политическая партия. В свою очередь, «страна есть административно-территориальное образование, включающее территорию, население и систему управления». Обычно — государство. Как и любой устав, конституция содержит стандартные составные части — общие положения, описывающие способы и причины создания, предназначение, место государства среди остальных, ему подобных, права, обязанности, ответственность и функции, особенности организационной структуры. Это то, что касается государства. Но в состав страны входит ещё и население, а значит, должны быть изложены основы социальной организации. Видимо, с учётом возможности не одного гражданства. В некоторых странах получение гражданства сопровождается принесением присяги. В этом случае Конституция должна определить, чьи интересы должен отстаивать гражданин РФ. И установить для лиц с двойным гражданством ограничения для занятия определёнными видами деятельности.

Устав является юридически обязывающим документом в тех случаях, когда рассматриваются проблемы, записанные в тексте. Использование устава в юридической практике является привычной операцией. А вот примеры пользования конституцией как основным законом являются крайне редкими. Причина в одном: зачастую конституцию её авторы стараются превратить в идеологический документ, содержащий набор лозунгов. Видимо, такие документы тоже нужны. Но это, скорее, партийная программа. Таким образом, из текста конституции должны быть изъяты все материалы, без которых можно обойтись. Тем более что каждое лишнее слово есть объект для неоднозначного толкования.

Мы хотим рассмотреть два вопроса, вызывающие повышенный интерес у некоторых пользователей конституции, — «идеология» и «выборы президента».

Об идеологии

В действующей Конституции РФ в ст. 13.2 записано, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Это типичный пример «лишнего» текста. Надо полагать, что он был включён по наущению наших «заклятых партнёров», и его основное предназначение заключалось в том, чтобы не допустить возврата к ситуации, когда в Конституции СССР была закреплена роль КПСС как постоянной руководящей силы. Но, к сожалению, сложилась типичная ситуация, когда усердие превозмогает рассудок. Для начала определим, что такое идеология. Будем считать, что «идеология есть совокупность мероприятий, направленных на создание в общественном сознании мотивации к действиям в нужном направлении». Совокупность мероприятий включает использование денег, принуждения и убеждения, механизмами для которых являются экономика, политика и культура.

Нужным направлением может быть цель или её составная часть — задача. Цель, по определению, недостижима, её формулировка показывает лишь направление движения. Содержание движения описывает программа — как последовательность этапов. В программе нет точных дат, исполнителей и расходов. Для государства целью является построение следующей, более совершенной системы социально-экономических отношений. Удачно о цели в XX веке говорил лозунг: «Наша цель — коммунизм». Он отвечал на запрос общества по изменению капиталистической системы социальной организации, в которой компоненты качества жизни были необоснованно сдвинуты в сторону материальных в ущерб духовным. Представления о конкретном устройстве коммунистического общества были достаточно туманны, но это всех устраивало. Главное, что коммунизм виделся как система, в которой все не только сыты, но и счастливы. Конечно, многие понимали утопичность абстракции, но поддерживать её было удобно. Тем более что для этого была создана вполне конкретная и жёсткая Система, подтвердившая свою жизнеспособность.

Сегодня можно считать, что коммунизм есть некий недостижимый идеал, типа идеального газа в физике, который удобен лишь для теоретических рассмотрений. В действительности следующей после капитализма и более совершенной социально-экономической формацией, как считал К. Маркс, должен стать социализм. Но не тот, который был «построен» в СССР или в Швеции. И, возможно, не тот, который имел в виду Маркс. Можно назвать его «посткапитализм», или государственный капитализм, но при этом необходимо дать ему исчерпывающее определение. Если избрано направление движения к социализму, то именно его определение должно стать основой при составлении Конституции. Если за точку отсчёта взять действующую Конституцию РФ, то стратегия её изменения должна включать возрастание роли моральных факторов в организации общественного труда за счёт материальных. Во всяком случае необходимо точно определить, идентичны ли понятия «социальное государство», включённое в текст действующей Конституции РФ, и «социализм». И если нет, то в чём их различие.

Решение задачи, в отличие от цели, является конкретным и легко контролируется. Когда речь идёт о задаче, исполнительным документом является план. План максимально конкретен, включает даты, исполнителей, условия финансирования и ответственных за исполнение. В любом случае мобилизация всех доступных ресурсов общества на достижение цели, или решение задачи (а это и есть идеология), есть просто профессиональный подход к делу. Отказ от государственной идеологии есть проявление непрофессионализма. Тем более что у России, по факту, есть своя идеология, построенная на национальной идее. Эта национальная идея — суверенитет. И для выполнения этой задачи государство использует совокупность мероприятий, в полной мере соответствующих понятию «идеология». Кстати, у США также есть национальная идея и поддерживающая её идеология. Их национальная идея — «исключительность», а построенная на ней идеология — «глобальное доминирование».

Следует отметить особенность идеологии, построенной на национальной идее. Национальная идея — это выбор состояния, и если это состояние достигнуто, то его надо просто поддерживать. Движение к цели — это процесс, который никогда не заканчивается. Их различие в социологии можно сопоставить, например, с различием динамики и статики в механике.

Пункт 13.2, исключающий возможность существования в России государственной идеологии, должен быть изъят из текста будущей конституции.

О порядке выбора и сроках работы Президента

При рассмотрении этого вопроса необходимо отрешиться от сегодняшней конкретной ситуации и личности действующего Президента. И учитывать все сопутствующие обстоятельства. В первую очередь, то, что Россия — страна специфическая. На её огромной территории проживают сотни этносов, значительно различающихся по своим привычкам, вероисповеданию, традициям и т. д. Российское государство, в отличие от многих других, всегда старалось сохранять и поддерживать этническую и конфессиональную идентичность населения. В том числе и путём выбора границ субъекта Федерации в соответствии с территорией расселения этноса. В мире больше нет стран с таким количеством этнических агломераций. Такой подход в процессе управления требует отдельного комплекса решений, часто не вписывающихся в стандартные механизмы государственного менеджмента. Поэтому в России востребован не просто президент, а лидер нации. Это не должность, это профессия, которая требует длительной практической подготовки. И это призвание, которое не каждому дано. История России иллюстрирует значимость личности лидера. Причём примеры есть как положительные, так и отрицательные.

Специфика текущего момента в истории цивилизации заключается в том, что она находится на переходном этапе относительно двух тенденций: глобализации и трансформации капитализма в посткапитализм. Это серьёзные преобразования, которые будут продолжаться десятилетиями. К сожалению, они никак не организованы, не подкреплены наукой и реализуются в режиме методологии проб и ошибок. Оказалось, что формой этой методологии в современном мироустройстве, в конце концов, стала мировая гибридная война, которая от обычной отличается только тем, что вместо физического насилия используется моральное. И где основным оружием являются СМИ. Не предусмотрена правовая защита от морального насилия опытом международных отношений предыдущих поколений. В этой ситуации повышенное значение имеет факт единства долговременного замысла линии поведения в постоянно меняющейся внешней обстановке. Такое свойственно конкретному человеку, а не Системе. Поэтому ограничение срока пребывания на посту президента сдерживает возможности страны по выработке и реализации долговременной стратегии построения глобального посткапитализма.

Коней на переправе не меняют. Так же, как и главнокомандующего во время войны.

В довершение всего, отметим, что в структуре посткапиталистической глобализации формируются тенденции преобразования глубинного механизма государственной власти. С одной стороны, изменяется фундамент этой власти — народ. Это уже не граждане страны, а граждане мира, которые привязаны к территории не юридически, а просто в силу личных интересов. Концепция постоянства и сменяемости власти в этой ситуации меняет своё содержание. Невольно приходят на ум монархические принципы наследственности власти. С другой стороны, государство, утрачивая права собственности на граждан (то есть права на налогообложение гражданина), вынуждено концентрировать своё внимание на других источниках дохода. Таковыми становятся права собственности на территорию и ресурсы природы, торговля которыми становится основным источником материальной независимости государства. Торговля есть выбор объекта продажи и принципов ценообразования, то есть предпринимательство. В будущем глобальном посткапитализме государство вынужденно станет предпринимателем. И только так можно реализовать принцип рационального, не истощительного природопользования. Принципы построения власти меняются радикально.

Сегодня существует потребность в том, чтобы успешный и доказавший свою эффективность лидер мог руководить страной без надуманных временных ограничений. Но очевидно, что личность лидера может оказаться как повышающим, так и понижающим эффективность управления фактором. Примеров этому в истории достаточно. Поэтому в выборной системе должны быть предусмотрены также и равнозначные механизмы отрешения от должности лидера, не оправдавшего надежд. Причём эти недостатки иногда проявляются и в форме «привыкания», то есть после определённого времени вполне успешного управления. Учитывая вышесказанное, сложилась необходимость изменения подхода к срокам сменности власти лидера в России, в том числе и включение в Систему должности вице-президента. В качестве варианта можно предложить следующий набор механизмов.

– Поручить вновь создаваемому Государственному совету функцию инициирования отрешения от должности президента, который не обеспечивает исполнение обязательств предвыборной программы, или по иным формализованным признакам.

– Проработать в тексте Конституции однозначный механизм отрешения.

– Установить, что любой гражданин может предлагать свою кандидатуру на занятие должности президента не более двух сроков.

– Поручить Государственному совету функцию инициирования выдвижения на третий и любой последующий срок действующего президента. При этом последующие инициативы следует усложнять, подключая к процедуре выдвижения Совет Федерации, Государственную Думу, законодательные собрания субъектов Федерации, муниципалитеты и т. д. Окончательное решение на период действия Конституции во всех случаях оставить за избирателем.

– Предусмотреть в тексте Конституции фильтры для предотвращения участия в выборах президента лиц, заведомо преследующих цели саморекламы и не отметившихся успешной работой в интересах страны.

Предлагаемые варианты требуют внимательной и профессиональной проработки. Не следует спешить сформулировать их к любому заданному сроку. Поэтому представляется целесообразным создать в структуре действующей власти (например, в комитете по законодательству Совета Федерации) постоянную Рабочую группу по совершенствованию конституции в соответствии текущими проблемами перестройки мироустройства и страны. Понимая, что изменение конституции есть процесс объективно инертный, но не останавливающийся.

Предложения

– Создать постоянно действующую Рабочую группу по совершенствованию Конституции РФ применительно к текущим проблемам мироустройства и страны (если такой группы сейчас нет).

– Поручить Рабочей группе подготовку предложений по совершенствованию текста Конституции с целью изъятия из него положений, действие которых в качестве первичного Закона затруднено или невозможно, и включения в него новых положений, а также включения новых положений в соответствии с текущей ситуацией.

– Исключить из текста Конституции условие запрета государственной идеологии.

– Пересмотреть принципы избрания и переизбрания Президента РФ, исключив из него принцип ограничения по срокам. По крайней мере, до создания глобальной администрации.

– Разработать ограничительные механизмы для кандидатов-самовыдвиженцев, исключающие возможность использования выборов в качестве саморекламы.

– Включить в структуру государства должность вице-президента.

Сосновый Бор, Ленинградская область

САБИНИН Владимир Евгеньевич,

старший научный сотрудник НИИ оптико-электронного приборостроения


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".