Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№4, Апрель 2020

ЭКСПЕРТИЗА

Сергей ЛУЦЕНКО
Статус и роль Государственного Совета

 

В соответствии с пунктом 1 Положения о Государственном совете Российской Федерации от 1 сентября 2000 года № 1602, утверждённого Указом Президента Российской Федерации, Государственный совет Российской Федерации является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

К числу основных задач Государственного совета относится содействие реализации полномочий Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

В свою очередь, на рассмотрение Государственного совета могут выноситься проблемы существующих конституционных коллизий, для того чтобы чётко обозначить позицию федеральной власти по данному вопросу и мотивировать региональные органы власти приступить к приведению конституций и уставов субъектов Федерации в соответствие с Конституцией РФ.

Это, так сказать, в теории. А на практике Госсовет утвердил себя как один из важных политических институтов страны, стал площадкой для выработки стратегических направлений развития России, координации и взаимодействия федеральных органов власти и субъектов Федерации по ключевым вопросам социально-экономической и политической жизни страны, её экономики, социальной и гуманитарной сферы, международной политики.

Фактически в Государственном совете могут обсуждаться любые вопросы общегосударственного значения.

Между тем полномочия Государственного совета ограничиваются тем, что он лишь совещательный орган, который может предлагать какие-то решения Президенту Российской Федерации, и только при его согласии эти решения проводятся в жизнь. Явный недостаток функций значительно снижает эффективность деятельности Госсовета, препятствует проведению широкомасштабных мероприятий по приведению актов региональной исполнительной власти в соответствие с федеральным законодательством, не позволяет полноценно участвовать в федеральной политической жизни.

По мнению некоторых авторов, необходимо определить правовой статус Государственного совета в Конституции Российской Федерации, в том числе наделив его правом законодательной инициативы, что в значительной степени обусловлено его составом, в который входят руководители исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выражающие интересы регионов и напрямую не подчинённые Президенту России. Кроме того, следует разработать нормативно-правовую базу для более эффективной и результативной деятельности Государственного совета по дальнейшей централизации государственной власти в стране, предоставив ему полномочия по контролю исполнения региональными властями решений Президента и Правительства Российской Федерации.

В связи с тем, что деятельность Государственного совета тесно связана с проблемами взаимодействия Правительства Российской Федерации и исполнительной власти регионов, необходимо закрепить в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» механизм его сотрудничества с этим совещательным органом при главе государства. Об этом говорит В. В. Гончаров в статье «Роль и место Государственного совета Российской Федерации и полномочных представителей Президента России в федеральных округах в координации системы исполнительной власти в стране и преодолении центробежных политических тенденций» в журнале «Юридический мир», № 3, 2008.

Другие авторы отмечают: несмотря на то, что решения Госсовета имеют рекомендательный характер, в целях исключения рекомендаций неподходящего содержания порядок их принятия целиком передан в руки председателя Совета — Президента РФ. Он может поставить на голосование любой вопрос повестки дня, а может и не поставить или же предложить губернаторам «принять решение путём достижения консенсуса». Так считают В. О. Лучин и И. С. Данилов в статье «Государственный совет Российской Федерации: проблемы становления» («Право и политика», № 4, 2001).

По положению, председатель Государственного совета и члены Государственного совета участвуют в его работе на общественных началах. Таким образом, они не являются должностными лицами и не обладают властно-распорядительными полномочиями.

Президент РФ В. Путин в своём Послании Федеральному Собранию на 2020 год предложил закрепить в Конституции России соответствующий статус и роль Государственного совета.

Теперь попытаемся оценить роль и место Государственного совета с учётом предложений Президента РФ (используя опыт Нидерландов и Франции).

Государственный совет может обладать статусом не только совещательного, но и консультативного органа, возможно, с судебными полномочиями, выступая, по сути, исполнительным органом власти.

Кандидатура Председателя Государственного совета согласуется и назначается Федеральным Собранием РФ. Затем по представлению Председателя Государственного совета назначаются заместители и члены совета. При этом Президент будет обязан назначить их на должность, то есть будет не вправе отклонить утверждённые парламентом кандидатуры соответствующих должностных лиц.

Президент РФ перед принятием законодательных актов и мер международного характера обязан советоваться с Государственным Советом.

В состав Государственного совета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и имеющие большой опыт публичной (государственной и публичной) деятельности.

Причём заместитель руководителя и другие члены Государственного совета не должны занимать какую-либо должность или заниматься деятельностью, несовместимой с исполнением ими своих полномочий, сохранением беспристрастности, независимости и доверия.

Консультативные функции Государственного совета касаются законопроектов — перед тем как правительство передаст их парламенту для принятия. Должно быть консультативное заключение Государственного Совета. Если законопроект инициирован не правительством, а федеральным законодателем, то парламент должен получить консультативное заключение Государственного совета.

Государственный совет рассматривает законопроект с учётом различных критериев — социально-экономических, политических, законодательных. Эти критерии включают соответствие Конституции РФ конвенциям о правах человека, общему законодательству и неписаным правовым принципам, а также существующему законодательству и общим положениям, касающимся структуры, создания и представления законопроектов. Он также рассматривает возможную эффективность, действенность, выполнимость и возможность принудительного обеспечения предложенных норм, уровень согласованности, а также логичность законопроекта, обеспечиваемую им правовую определённость и качество юридической защиты.

Кроме того, Государственный совет может быть наделён судебными полномочиями в направлении административной юрисдикции. Госсовет сможет рассматривать административные споры.

Другими словами, некоторые члены Государственного совета будут обладать и судебными полномочиями, и консультативными.

Основной функцией административной юрисдикции Государственного совета станет обеспечение законности представленных на их рассмотрение нормативных актов. Их консультативное заключение направляется правительству для предотвращения противозаконности. Тем самым создаётся ситуация, когда существование подобного органа позволяет оценивать административное решение или постановление и предоставлять юридическую оценку до его принятия, таким образом, улучшая их качество, гарантируя большую стабильность правовых норм.

Если административные решения будут лучше защищены от правовых ошибок, станет меньше вероятности, что они будут отменены судебными органами.

Таким образом, Государственный совет в рамках Послания Президента РФ 2020 года может быть идентифицирован достаточно необычно для российской практики — как орган исполнительной власти с комбинацией консультативных и судебных функций.

ЛУЦЕНКО Сергей Иванович, аналитик


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".